16 апреля исполнилось 90 лет со дня рождения Аннэты Яковлевны Басс.
Она самый важный человек в истории самарского искусства. Она сохранила, спасла, открыла, дала нам так много, что даже не верится, как могла одна маленькая женщина столько совершить.
Аннэта действительно была очень маленькой. В первый раз это очень бросалось в глаза, особенно потому, что, несмотря на рост, она всегда была в центре и смотрели все и всегда, независимо от компании, именно на нее. Потому что у этой маленькой женщины были огромной силы характер и талант, которые невозможно было скрыть. Ни скромным ростом, ни очками с толстыми стеклами.
И Самарский художественный музей, которым Аннэта Яковлевна руководила почти полвека, — ее главное детище, да, живет, развивается, но… так и не оправился от потери. Хотя не стало Аннэты Басс в 2006 году. Слишком велика была утрата. Потому что наш музей и наше самарское искусство — это и есть Аннэта Басс. Пусть пафосно звучит, но вот в память о ней пять достижений. Нет, подвигов! Пять подвигов Аннэты Басс во славу искусства.
Возвращение авангарда
В 1954 году, после Ленинградского государственного университета, Аннэта вернулась в родной Куйбышев научным сотрудником в музей. И, как античный герой, сразу же совершила подвиг — спасла от уничтожения 440 работ русского авангарда. Работы, конечно, не выставлялись и с 20-х годов лежали в запасниках, но теперь их было приказано уничтожить.
Невозможно понять, как молоденькая сотрудница рискнула спасти полотна. Это ведь не просто угрожало ее карьере. Аннэта Басс спасала произведения чуждого, упаднического искусства. Даже для многих специалистов в тот момент, в годы расцвета соцреализма, ценность авангарда была сугубо отрицательной. Это были очень опасные картины, за них можно было сесть, сгинуть навсегда… Но Басс их спасла.
Теперь коллекция авангарда — Малевич, Попов — гордость нашего музея. Самарский авангард объехал практически весь мир. Его знают в Европе и Америке. И это тоже заслуга Басс: уже в конце 80-х она развернула огромную, как бы сейчас сказали, пиар-кампанию по продвижению авангарда из нашей коллекции. Впрочем, неправильно было бы сказать, что Аннэте Басс был важен только авангард.
Собирание коллекции
Аннэта Басс возглавила куйбышевский музей в возрасте 28 лет и была самым молодым директором худмузея в СССР. Но ее молодость и энтузиазм не мешали глубокой и серьезной работе искусствоведа и… дипломата. Басс все годы своего директорства собирала коллекцию. Именно благодаря Аннэте Яковлевне и ее прекрасным отношениям с музейщиками и художниками, коллекционерами и всеми людьми появилась в самарском музее коллекция икон (в советское еще время!). В Куйбышеве сотни редчайших старинных образов в годы богоборчества порубили топором, поэтому пришлось просить поделиться музейщиков и реставраторов Ярославля. Искусство XVIII века, русское и зарубежное, искусство XIX века, искусство Востока — в основе всех этих коллекций картины, собранные Басс.
Отдельной темой в ее поисковой работе оставалось самарское искусство. Аннэта Яковлевна была настоящим патриотом Самары-Куйбышева — родного города. И когда вернулась сюда после ленинградского университета, хотя ей и предлагали остаться в Эрмитаже. И когда искала деньги, чтобы покупать в московских антикварных салонах работы Бурова и других самарских мастеров. И когда покупала (есть такая легенда) перед открытием первой персональной выставки белую рубашку художнику Пурыгину. Подвиг, конечно, не в рубашке, хотя в Куйбышеве дефицит был жесткий, а в том, чтобы провести в 1978 году персональную выставку такого художника, как Пурыгин.
Собирание музея
А еще Аннэта Яковлевна собрала музей. Ведь здание, в которое мы сейчас привыкли приходить, до 1989 года было совсем не музеем, а горкомом КПСС. Басс добилась, чтобы один из лучших городских особняков был отдан музею. В 1990 году был создан филиал музея в Ширяеве — мемориальный дом, в котором жил Илья Репин в пору работы над «Бурлаками». И даже особняк Шихобалова, который после смерти Аннэты застрял в безвременье. Его передачу музею и реставрацию «пробивала» еще Аннэта Яковлевна Басс. Лучшим подарком к юбилею, конечно, было бы открытие несчастного «дома с атлантами». Остается надеяться, что хотя бы к 100-летнему юбилею новый корпус музея примет посетителей.
От Кента до Уорхола
Для Басс все искусство мира, независимо от страны и эпохи, было интересно и ценно. И свою позицию, отношение к искусству она активно воплощала в работе музея. Одним из первых ее шагов, который помог почувствовать уверенность в своих силах, стала выставка финского искусства. Для эпохи оттепели, для закрытого Куйбышева выставка современного искусства из капстраны, пусть даже из Финляндии, — это была фантастика. Еще большей фантастикой была телеграмма президента Суоми, которую он прислал в музей, поздравляя с открытием.
Потом были десятки выставок, которые знакомили самарцев с мировым и русским искусством разных эпох и направлений. И если даже сейчас сделать выставку американского художника — это очень непросто, то как было в 60-е организовать, например, выставку Рокуэлла Кента! Каждая такая выставка — это подвиг во имя искусства. Во имя просвещения и культуры. При этом Аннэта Яковлевна до последних дней была в авангарде. Никто не посмел бы назвать ее консерватором, и вкусы у нее были отнюдь не старушечьи. Последний проект Аннэты Басс — большая ретроспектива Энди Уорхола в 2006 году. При всей любви и уважении к самарским музеям и нашим выставкам это, конечно, уровень, который мы вряд ли когда повторим.
Путин у Репина
Аннэта Яковлевна была способна на совершенно невозможные, казалось бы, вещи. И это в любую эпоху, а не только при Хрущеве и Брежневе. Когда в 2000-м ей вручали в Кремле Государственную премию, она пригласила президента Владимира Путина приехать в Ширяево, в музей Ильи Репина. И Путин приехал! Это был его первый визит в Самарскую область, и в столицу губернии Владимир Владимирович почти не заезжал, а вот экскурсию Аннэты Яковлевны по музею Репина выслушал с интересом.
«Она просто вписала Самару в мировую художественную культуру!» — так сказал о главной заслуге Аннэты Басс Борис Кожин. Для этого маленькой женщине понадобилось совершить множество подвигов и прожить целую жизнь. Будем же благодарны, потомки, этому маленькому большому человеку — она старалась для каждого из нас. И даже наши дети и внуки, родившиеся уже после ее смерти, пользуются плодами ее трудов. Спасибо, Аннэта Яковлевна! Мы вас помним!