Найти в Дзене
Константин Г.

Вильнюсский завод VFTS

Вильнюсская фабрика транспортных средств, сокращённо VFTS - предприятие на территории Литовской ССР, занимавшееся производством спортивных автомобилей на базе серийных авто, выпускавшихся в СССР. Основателем завода VFTS принято считать автогонщика Стасиса Брундзу - легенду советского автоспорта и инженера. В 1970х годах автоспорт в СССР стал серьезно развиваться, и для спортсменов стало важно иметь конкурентноспособные автомобили. С этой целью Стасису Брундзе и его команде было выделено помещение на территории Вильнюсского авторемонтного завода. Первым автомобилем, вышедшим из помещения VFTS, стал автомобиль LADA 1600 RALLY, на базе ВАЗ 2101, в народе называвшейся «копейка». Но самым известным и узнаваемым автомобилем VFTS, была и до сих пор есть ВАЗ 2105, именуемый как LADA-VFTS. На завод поступала новая машина, которая разбиралась инженерами до болтика, и собиралась обратно уже на гоночных запчастях. Оснащалась она форсированным мотором от 2106, оборудованным карбюраторами WEBER, выд

Вильнюсская фабрика транспортных средств, сокращённо VFTS - предприятие на территории Литовской ССР, занимавшееся производством спортивных автомобилей на базе серийных авто, выпускавшихся в СССР.

Спортивный автомобиль VFTS на основе ВАЗ 2105
Спортивный автомобиль VFTS на основе ВАЗ 2105

Основателем завода VFTS принято считать автогонщика Стасиса Брундзу - легенду советского автоспорта и инженера. В 1970х годах автоспорт в СССР стал серьезно развиваться, и для спортсменов стало важно иметь конкурентноспособные автомобили. С этой целью Стасису Брундзе и его команде было выделено помещение на территории Вильнюсского авторемонтного завода. Первым автомобилем, вышедшим из помещения VFTS, стал автомобиль LADA 1600 RALLY, на базе ВАЗ 2101, в народе называвшейся «копейка».

Раллийная «копейка» - LADA 1600 RALLY
Раллийная «копейка» - LADA 1600 RALLY

Но самым известным и узнаваемым автомобилем VFTS, была и до сих пор есть ВАЗ 2105, именуемый как LADA-VFTS. На завод поступала новая машина, которая разбиралась инженерами до болтика, и собиралась обратно уже на гоночных запчастях. Оснащалась она форсированным мотором от 2106, оборудованным карбюраторами WEBER, выдававшим 160 л.с., и 4- либо 5-ступенчатой трансмиссией. Технические характеристики и более детальный разбор агрегатов будет в отдельной статье.

Международный дебют LADA-VFTS состоялся на британском чемпионате мира по ралли, где Рудольф Штоль показал лучший результат для команды на тот момент - 12 место. В последний раз автомобиль использовался на ралли Финляндии в 1988 году. Помимо советских раллистов, LADA-VFTS активно пользовалась спросом у гонщиков из близлежащих стран, а так же экспортировалась в Германию, Францию, и Швецию.

Сейчас же по настоящему легендарный автомобиль, давший толчок всему советскому автоспорту, можно увидеть в музее Стасиса Брундзы, находящийся в Вильнюсе.