Продолжаю болеть фильмом Хабенского "Собибор", а заодно внятно отвечать себе на вопрос, почему я не езжу отдыхать в Европу (предуреждая возможные вопросы: да, я там бывала).
Ну не тянет меня туда, и ответ на вопрос лежит не так уж близко к поверхности, как может показаться.
Думая об ужасах фашизма, прочитав множество (десятки!) книг - художественных, документальных, психологических - на эту тему, посмотрев немало фильмов, всегда невольно ищешь ответа на вопрос "ПОЧЕМУ?" Почему все это вообще случилось, почему стало возможным? Не война, не противостояние систем, нет. А вот это вот все: лагеря смерти, Холокост, Хатынь, ковровые бомбежки городов и поездов с ранеными и тд. и т.п. Того, что, скажем, и в дурном сне не снилось какому-нибудь Бонопарту.
Мне думается. что и фильм о единственном удавшемся восстании в концлагере, о подвиге Александра Печерского и его товарищей во многом и об этом тоже. Нет, кто виноват и что делать? - с этим все понятно. Кто виноват - объяснил тем же немцам еврей Фрейд:
Кто виноват, что я убиваю евреев? Папа мой виноват! Я любил еврейку, а папа не давал мне на ней жениться, она в Америку от меня сбежала! - орет в фильме начальник концлагеря
Что делать - тоже вполне очевидно: не покоряться, не сдаваться, не терять надежды и веры в жизнь ни при каких обстоятельствах, а если уж умирать - то не рабами, не с согнутой спиной, не просто так, а во имя свободы и - что немаловажно - во имя спасения всех, кого еще можно спасти. И вот тут, думаю, ключ к разгадке фильма.
Русская, а потом и советская (и американская, кстати, тоже!) культура героизирует смерть, воспевает страдания и жертвенность, но всегда во имя чего-то: любви, близких, Родины, всего человечества, свободы, спасения души, в конце концов.
Совсем не то культура европейская. Начиная со Средневековья (возможно, и раньше) европейцы смерть эстетизируют. Смерть вообще, смерть, как таковую. Почувствуйте, как говорится, разницу. Эпоха барокко (18 век.) возводит это в абсолют в любой европейской стране, а великие немецкие романтики, черт бы побрал их совсем! - еще и поэтизируют заодно с лунным светом, Нибелунгами, золотоволосой Лорелеей и самоубийством юного Вертера на почве безответной любви к чужой жене.
Вы можете представить себе в России - досоветской, советской, постсоветской - действующую церковь, все убранство которой сделано исключительно из человеческих костей и черепов (Чехия)? А скульптора, который делает "статуи" из трупов без кожи (современная Германия)? А карикатуру на погибшего сирийского ребенка (Франция)?
Вот об этом - жуткая сцена в фильме, когда немецкий аристократ, эсэсовец, начальник концлагеря наблюдает в специальное окошечко, как умирает в газовой камере потрясающе красивая женщина, вот об этом - лунная ночь над лагерем и красивые отражения в воде, и, наконец, об этом же - пьяный и грязный как свинья немецкий офицер в луже, с бутылкой французского коньяка, орущий, о том, что евреи ничего не смыслят в красоте!
И вот поэтому никогда не понять нам европейцев, их мышления и их пресловутых "европейских ценностей" Они - другие. Dixi
PS А кто не верит - посмотрите культовые антифашистские фильмы: "Ночной портье" Лилианы Кавани и "Сто дней Содома" Паоло Пазолини. Последний, правда, слишком уж трэшовый даже для европейца.