В современной России, да и в мире в целом наконец-то осознали важность коммуникации за пределами страны. Многие родители всегда обеспокоены будущим своего малыша, некоторые уже с малых лет заглядывают в будущее и определяют вектор развития своего чада. Таким образом, мы наблюдаем бум интересующихся родителей иностранными языками, количество языковых центров на квадратный метр с каждым годом все растет (да, это еще связано с тем, что учителя наконец-то по совету Д.А. Медведева рванули в бизнес), да и само это явление указывает на то, что спрос рождает предложения.
Так как понять, что ваш ребенок обладает способностями к языку? Очень просто. Вообще, каждый человек может освоить любой язык. И о способностях говорят только в народе. Современные ученые и методисты утверждают, что многие подменяют понятия. Никаких способностей нет, есть только первичные навыки, которые можно и нужно развить. Поэтому мы переформулируем вопрос из заголовка и скажем методически правильным языком: «Как понять, что мой ребенок будет меньше страдать при изучении ИЯ, есть ли у него к этому определенные навыки?» Так о каких же навыках идет речь?
1) ваш ребенок хорошо имитирует ваши интонации и интонации окружающих. Да да, не ругайте своего ребенка, когда он, как попугай, повторяет ваши фразы. Именно таким образом ребенок тренирует свой скилл копировать речь, что очень важно при изучении иностранного языка. Это облегчает учебный процесс, вашему малышу достаточно будет прослушать аудиофайл с правильным ударением, фонетикой и т.д. и он уже овладеет лексической единицей, правда, пока на уровне слова. Дальше преподаватель возьмет ученика и выученное слово в оборот и уже будет закреплять на уровне словосочетания, предложения, текста и т.д.
2) у вашей маленькой копии прекрасная память на лица, предметы, цвета и т.д. Это сигнализирует о том, что ребенок готов впитывать информацию. Если вы заметили проблемы с цепкостью памяти еще в период общего развития ребенка, то в помощь вам упражнения. К примеру, вы можете разложить различные картинки с персонажами игр, дать взглянуть на них ребенку в течение 10 секунд (потом время уменьшается), перетасовать, забрать одну и выложить обратно. Ребенок должен как можно быстрее понять,
какую картинку вы забрали. Количество карточек с каждым разом должно увеличиваться. На более продвинутом уровне можно применить схожую методику: вы заводите своего ребенка в комнату, даете ему осмотреться (время тоже ограничено), выводите его потом, убираете какой-либо предмет, заводите ребенка в комнату, тот угадывает, какой предмет пропал из помещения. Такая методика применительна ко многим сферам. Насколько я знаю, так актеры тренируют свою визуальную память. И, да, просите своего ребенка каждый день в подробностях описать, допустим, утро. Очень детально. Пример: Сегодня я встал в 6:15, одеяло немного упало на пол, я поправил волосы и пошел в ванную, в ванной я обжегся горячей водой, так как не заметил, что кран повернут до упора на красной отметке, я начал чистить зубы, в тюбике было мало пасты, я ее очень долго пытался выдавить и т.д. То есть ребенок должен вспоминать все детали. При работе с данным вариантом тренировки памяти не путайте его с допросом. Работайте крайне осторожно. Все обращаем в игру!
3) ваш ребенок поет. Да да, если ваш ребенок поет, то ему легче опять-таки имитировать интонации носителей изучаемого языка. Плюс, с помощью пения развивается фонематический слух, что позволяет ребенку ориентироваться лучше в потоке речи не только родного языка, но в дальнейшем и в иностранном.
4) если в семье говорят на нескольких языках. Многие утверждают, что билингвизм — это прекрасно. Другой лагерь бьет в колокол и говорит, что все равно ведущим является только один язык, а при неустойчивости родного языка в совокупности со вторым языком мы имеем риск получить Mischmaschsalat в голове у ребенка, что затруднит его овладевание даже одним языком. Но! Чем раньше ваш ребенок будет слышать иностранную речь, тем быстрее он «впитает» в себя иноязычную информацию. Различия есть даже еще в школе, почему-то первый язык, который начинают учить со 2 класса идет всегда легче, чем второй, который начинается в 5-ом. Цепкость ума и памяти еще сохранена, но уже не на таком уровне, плюс у каждого все индивидуально.
5) ну, и последнее, ваш ребенок уходит в книжные запои. Многие сейчас со мной не согласятся в том, что чтение сегодня так важно. НО, всегда есть маленькое но! Как правило, сегодня для детей книги заменились электронными девайсами. Сейчас есть куча развивающих мультфильмов, игр, песен. Но мало кто знает, что восприятие информации с экрана до 5 лет блокирует деятельность некоторых отделов мозга, они просто не тренируются, не нарабатывают нейронные связи, что в будущем приводит к деградации. Да, я считаю, что нет никакого периода стагнации, есть либо рост, либо падение. Срединного не дано. Поэтому все эти новомодные «развивашки» могут сыграть с нашим будущим злую шутку. Что касается книг, то это прекрасный аэродром для нарабатывания нейронных связей, а говоря проще — для развития воображения, визуального мышления. Если же, через беседу провести с ребенком краткий пересказ прочитанного, то мы уже будем тренировать дискурсивное мышление и комплексное мышление. Думаю, уже достаточно примеров для того, чтобы поверить, что книга — лучший источник для эмпирического познания.
Подытоживая, хочу сказать одно: будьте внимательны к своему ребенку, не душите его своими взглядами и несбывшимися своими надеждами и мечтами, дайте ребенку больше свободы в выборе. Дети умнее и в сто раз флексибельнее, чем мы. Если, вы нашли отражение хоть одного пунктика из статьи в своем маленьком друге, то плавно погружайте его в иноязычную среду, благо, Itunes и ЯндексМузыка хранят кучу треков из разных стран. Пусть поет и веселится, а там, глядишь, имитация пойдет;)
von der besten Deutschlehrerin: Helga Mashaewa