Найти в Дзене
Людмила Д.

Ударение как тест на образовательный ценз

"Вдруг я слышу: "Куда вы звОните?" И сразу , как будто град в окно, как будто меня обокрали в кино", - писал когда-то поэт Лев Ошанин. Больше ста лет назад словарь ударений предостерегал от такого ударения в слове "звОнит", но набившее оскомину предостережение не работает, "звОнит"упорно шествует и ловит в свои сети все больше и больше говорящих. Но столь же упорно другая часть общества отстаивает ударение "звонИт". Силы здесь, по всей вероятности, равны.

Это венграм, французам, полякам хорошо, не нужно задумываться, где поставить ударение: у них-то оно фиксированное. А нам с его разноместностью (то есть способностью падать на любой слог в слове) и подвижностью (то есть разноместностью внутри словоизменительных форм слова: водА. но вОду) что делать? Стоило мне восхититься тем, что врач (не филолог!), выступая на ТВ, выбирает вариант ударения среди двух нормированных, как в комментариях я получила как минимум фразу "да какая разница!" Действительно, какая? В этой связи мне вспомнился случай из собственной практики. Главы районных администраций, проходившие повышение квалификации, со скепсисом слушавшие лекции по культуре речи (я их понимаю, не до ударения им, но все же, все же), вполне резонно говорили, что от того, что человек скажет свЁкла или свеклА, смысл не изменится, да и сам предмет тоже. Да, не изменится, но, извините, на лбу, как говорил Глеб Жеглов Володе Шарапову, десятилетка отпечатана. А управленцы? Да сегодня? Ну, высшее образование вроде бы должно быть, как минимум, но вот свеклА, на мой взгляд, не дает в это поверить.

Нормы русского ударения усваиваются вместе со словом, и если уж вы употребляете слово, то оно должно в любой форме отвечать литературной норме (есть разговорные нормы, но у них свое место). С развитием языка нормы могут изменяться и изменяются, примеров тому много, ну, а пока вот эти (кстати, давайте проверим себя: пять классов отпечаталось на лбу или больше?): освЕдомиться, предвосхИтить, углубИть, закУпорить, включИшь, облегчИть, вручИм, клАла, прИняли, дождалАсь, чЕрпать, послАла; взапертИ, завИдно, красИвее, экспЕрт, надОлго, оптОвый. Эти слова, в частности, включаются в задания ЕГЭ. И как у нас с образовательным цензом?