В царской России существовала добрая традиция — обмениваться поздравительными открытками накануне Пасхи. До начала ХХ века почта ежегодно разносила по необъятной стране тысячи пасхальных открыток.
Возможность послать весточку на Пасху как знак внимания своим близким приглянулась и дворянам, и мещанам, и даже крестьянам.
Первой коллекцией пасхальных открыток в России стала серия с четырьмя весенними акварелями художника Николая Каразина. Коллекцию создали в благотворительных целях после Русско-турецкой войны. Изданием занялась российская Община Красного Креста имени святой Евгении, а руководила процессом принцесса Евгения Ольденбургская.
В начале XX века в России появились коммерческие издательства открыток: «Ришар», «Ленц и Рудольф». Отправляли в Россию пасхальные открытки и зарубежные типографии: шведская «Гранберг», французское издательство Лапина, немецкое издательство Дьяковой.
Открытки заграничные были дешевле отечественных, и к тому же красочнее и качественнее, так как печатались на самом современном полиграфическом оборудовании.
Популярны были изображения играющих и целующихся ангелоподобных детей, куличи, виды пробуждающейся весенней природы, зажженные свечи, пасхальные угощения.
Рисовали художники и народные пасхальные традиции: катание яиц, христосование, крестный ход. Но главным украшением пасхальной открытки были писанки, или крашенки, — расписанные затейливыми узорами пасхальные яйца.
Революция положила конец светлой пасхальной традиции по обмену открытками. Новое правительство объявило их недопустимой пропагандой религии.
Но пасхальная открытка продолжила жить в кругах русских эмигрантов.
Только после Великой отечественной войны пасхальные открытки вновь начали печататься небольшими тиражами, но купить их можно было лишь в церковных лавках.
Окончательное возвращение традиции дарить на Пасху пасхальную открытку произошло лишь в конце 80-х годов.