Нападение Гитлера на СССР было смелым и решительным. Разведка Германии работала превосходно, и ОКВ (верховное главнокомандование в Германии) знали что действующих планов по эвакуации в СССР нет(последний разработанный более менее действительный план был от 1937 года) и то что военная доктрина СССР подразумевает длительные позиционные действия по примеру первой мировой. Основываясь на том что надо лишить СССР экономической мощи Гитлер произнёс своё знаменитое высказывание: "Россия это колосс на глиняных ногах, и она рухнет после нескольких крепких ударов!"
План "Барбаросса" был разработан именно под эти условия. Основной задачей плана было, рассечь и уничтожить стоящие в приграничье войска, нанести удары по основным промышленным районам Советского Союза - Украине, Кавказу, Ленинграду и Москве, причинив советскому военно-промышленному комплексу такие повреждения, от которых он уже не оправится. По расчётам ОКВ мобилизационный ресурс ресурс РККА закончится через 2-3 месяца, через 5 месяцев будет закончена основная фаза боевых действий. Исходя из этих расчётов 11 июня 1941 года фюрер подписал директиву № 32 об операциях после завершения «Барбароссы». «Конечной целью операции» определялось «создание заградительного барьера против азиатской России по общей линии Волга—Архангельск» и выполнение печально знаменитого плана "Ост" по уничтожению славянского населения силами в 60 дивизий вермахта. При этом говорилось, что «последний индустриальный район, остающийся у России на Урале, можно будет парализовать с помощью авиации». Гитлер говорил об этом открытым текстом. И был прав: такая стратегия гарантировала победу. Поскольку даже в страшном сне ему не могло привидеться что основная часть советских заводов уедет на восток. И более того, в сентябре-октябре начнут давать продукцию с новых площадок.
27 июня 1941 года подписано постановление ЦК СНК "О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества". Всего с июля по декабрь 1941 года было эвакуировано 2593 предприятия, в том числе 1523 крупных. Было вывезено жд транспортом более 10 000 000 человек и водным путём более 2 000 000 человек. За 1941 - 1942 года было эвакуировано 2,4 млн голов крупно-рогатого скота, 5,1 млн овец и коз, 200 тыс. свиней, 800 тыс. лошадей. За время войны из районов которым угрожал захват противника, по железным дорогам проследовали около 1.5 млн вагонов, или 30 тыс. поездов с различными грузами.
Казалось бы, такой беспримерной операции должны быть посвящены сотни книг и фильмов. Но нет, считается что всё вывез Совет по эвакуации во главе с Лазарем Когановичем, которого вскоре сменил Николай Шверник.
На самом деле Совет по эвакуации занимался точнейшими расчётами всей эвакуации промышленности, начиная с СНК и через мобилизационные отделы вниз, до каждого завода.
Надо сказать что в конце тридцатых годов был разработан план роста промышленности, в связи с которым начато строительство площадок под производственные мощности. На эти заготовки легло более двух третей эвакуированных предприятий. По заранее подготовленным подъездным путям, проведённым энергетическим сетям. Как говорят "в чистом поле" не выгружали ничего, так как жд пути не подводят просто в голое поле, их протягивают в определённые точки. Благодаря этому стало возможным выдача продукции спустя 1.5-2 месяца. Предприятия которые сгружали в неподготовленную площадку первую продукцию начинали давать через 3-4 месяца, с выходом на плановую работу спустя 6-7 месяцев и не все предприятия смогли выйти на полную мощность даже к концу войны.
Наспех созданный план и неразбериха первых месяцев войны срывала планы эвакуации. Кировский завод в Ленинграде имел станочный парк более 2000 станков, из которых чуть более 1500 осталось не вывезенных. На этой основе вынужденно создали ремонтную базу для войск обороняющих Ленинград. Не было такого что бы "сняли завод тут и поставили там" Станки с кировского сразу уходили на другие эвакуированные предприятия: Дизельный завод 76 получил чуть больше 200 станков, Сталинградский получил 144 станка, УЗТМ на урале 94 станка. Сам Кировский получил 209 или чуть менее 20%. 6 октября 1941 г. Челябинский завод, куда проходила эвакуация Кировского, переименован в Кировский, его директором назначен И.М.Зальцман (директор Кировского завода с 1938 г.), главным конструктором - Ж.Я. Котин. Весь танкостроительный комплекс получил название Танкоград.
Мариупольский завод получил указание от Совета по эвакуации о том что бы переносить производство не прекращая работы. Постепенно. Но директор завода Гармашов приказал остановить завод и начать полную эвакуацию. Время показало что это было верное решение, вывоз закончился за считанные дни до оккупации. Тем самым он нарушил постановление ГКО и приказ наркома, безусловно это было оправданное решение, так как критическая обстановка на фронте заставляла спешить с эвакуацией.
Последний эшелон с грузами харьковского завода № 183 ушёл 19 октября. Осталось лишь некоторое количество оборудования, которое невозможно было вывезти – котлы, краны, компрессоры, и т. д., а также небольшая часть запасов материалов недефицитных типов. Однако позже, когда стала ясна полная картина итогов эвакуации, ее результаты стали восприниматься иначе, не так однозначно. Оказалось, что в её ходе предприятия понесли значительные потери. На новой площадке Морозов в 1942 году говорил следующее: "Завод не располагает целиком и полностью тем оборудованием которым располагал на прежней площадке, что наносит сильный ущерб качеству продукции." Что бы понять катастрофу при эвакуации с завода № 183 в Нижний Тагил эвакуировано 5234 работника включая 2800 рабочих. В 1940 году на предприятии работало 18 000 рабочих. Менее 15% рабочих и меньше половины инженеров. Из 2100 вагонов отгруженных в Харькове на новой площадке завод получил 1500 вагонов. Многие подумают что часть грузов пропала в пути.
Да. Часть была уничтожена в пути. Но как выше было сказано на примере Кировского завода необходимыми станками затыкали дыры в работе заводов. Из воспоминаний директора "Уралмаша" Бориса Музуркова: "Сломался главный пресс завода. В это время на предприятие должен прибыть пресс из Краматорска, Но в суматохе эвакуации пресс потерялся и в назначенное время не прибыл. Директор завода Мазурков звонит по ВЧ Берии: "Докладываю, слышу, мочит, сопит в трубку и вдруг спрашивает:"А где второй пресс?" Отвечаю, что не имею понятия, где второй. "Какой же ты к чёртовой матери, директор?-кричит Берия,-если ты не знаешь где отпущенный в твой адрес пресс?" И бросил трубку. Каково же было моё удивление, когда утром приходят ко мне свердловские чекисты и докладывают, в каких эшелонах находятся части краматорского пресса." Далее Музурков в воспоминаниях удивляется как всё отслеживалось и контролировалось. Но если посмотреть более общую картину то становится ясно, не сломайся главный пресс завода, не возникни угроза остановки целого предприятия, пресс из Краматорска остался бы на другом предприятии.
Об эвакуации в Великую Отечественную Войну можно писать долго, как выше сказано, эту тему не раскроют сотни книг, настолько она большая и запутанная. Наши предки проявили истинный героизм и беспримерное мужество при эвакуации народного хозяйства. Становятся понятны воинские жертвы на полях первого полугодия войны. Все прекрасно понимали что от эвакуации зависит победа или поражение в войне. И отдавали здоровье, жизни ради заводов, фабрик. Останься пара заводов в оккупации и неизвестно насколько затянулась бы ещё война. По моему мнению первые полгода войны были войной за промышленность.
P.S. Вспоминаю как в детстве спросил у своего деда(инвалида ВОВ), "Деда, а почему фашисты на нас напали?" Ответ помню до сих пор. "Потому что Гитлер не учёл духа нашего народа." И повёл рукой в сторону корпусов завода "Октябрь", эвакуированного в первые месяцы войны в наш город.