Сейчас во время карантина многие театры начали выкладывать свои спектакли в сеть для свободного просмотра. Театральная общественность тут же разделилась примерно пополам . Одни утверждают, что это прекрасно и выход для театров и зрителей на время карантина. Другие категорически против, утверждая , что худшей рекламы театрам придумать сложно.
На мой вкус, правы скорее вторые, но сейчас я хочу взглянуть на ситуацию чуть чуть под другим углом и поискать плюсы и минусы онлайн трансляций со стороны зрителя.
Итак плюсы.
- Ну, во-первых – это бесплатно.
- Во-вторых – это легально. Не надо искать в сети какие то подпольные записи.
- В третьих – не каждый житель провинции в принципе может позволить себе специально приехать в одну из столиц только для того, чтобы посмотреть спектакль. Да и в своем регионе, он тоже не каждый день в театр ходит. А тут пожалуйста, на официальном сайте или группе театра в соцсетях. Просто праздник какой-то.
Выходит недостатков нет? Увы, они есть. И их немало:
- Недостаток первый. – Онлайн убивает накорню всю суть театра, которая заключается в непосредственном взаимодействии актеров с залом. Ту магию, которая возникает между зрителем и артистом. Просто примите как данность – любая, пусть самая лучшая видеосьемка спектакля настолько же ухудшает впечатление от просмотра, как пиратская видеозапись фильма сделанная на телефон в зале кинотеатра. ТО есть если очень хочется, то смотреть можно, но получить удовольствие при этом затруднительно.
- Недостаток второй – не каждый театр может позволить себе снять спектакль правильно. Что такое правильно? Это многокамерная съемка, с профессиональным монтажом. И даже если все по части съемки выполнено безупречно – смотри недостаток первый.
- Недостаток третий – по экономическим причинам 90% записей, которые могут предложить театры сделаны вообще на одну камеру стоящую в центре зала. И хорошо, если эта камера не любительская.
В советское время был замечательный видеоформат под названием «телеспектакль» Это по сути обыкновенный репертуарный спектакль идущий в хорошем театре, но АДАПТИРОВАННЫЙ под видеосъемку. Что это значит? Это значит, что мизансцены в спектакле изменены для того, чтобы все нужное и важное попало в кадр и зритель это успел увидеть. Это значит, что камера часто ставится прямо на сцену, в тех местах где выгодно с точки зрения видеосьемки. Чего никогда нельзя позволить себе во время съемки спектакля непосредственно во время его исполнения в театре. Это значит, что артисты играют несколько по другому. Мягче, камернее .Им не надо теперь брать внимание огромного зала, а значит при крупных планах их игра выглядит естественнее. Короче есть миллион нюансов , и все они должны быть учтены. И вот только тогда, когда все эти условия выполнены, вот тогда на выходе появляется прекрасное произведение. Взявшее все лучшее от того, что предлагает и телевидение, и театр.
Сейчас так спектакли не снимает вообще никто. И нигде.
Подведем итоги. Смотреть или нет? Мой ответ такой.:
Если вы живете далеко от театральных центров и у вас просто нет другой возможности быть в курсе театральных премьер – конечно смотреть. Делая поправку на то, что впечатление от спектакля будет порезано минимум вполовину. Если же у вас есть возможность увидеть этот спектакль в своем городе, или такая возможность представится в будущем – лучше не портите себе впечатление. Посмотрите лучше хороший фильм! Удовольствия и пользы будет куда больше.
Вот так. Спасибо за внимание. До новых встреч.
Если статья была полезной лайк и подписка.