Впервые термин SOSTAC в 1990 году стал использовать Пол Смит (PR Smith – писатель, маркетолог, спикер многих отраслевых конференций международного уровня). К слову, модель SOSTAC защищена им же зарегистрированной торговой маркой.
Что такое модель SOSTAC?
SOSTAC – это модель эффективного планирования маркетинговых стратегий, основанная на 6 обязательных компонентах:
- Situation analysis – анализ текущей ситуации
- Objectives – цель, к которой должны прийти
- Strategy – стратегия, как мы собираемся достичь цели
- Tactics – тактика, что будем использовать для достижения цели
- Action – конкретные действия, задачи и сроки
- Control – контроль, как мы поймем, что достигли цели, по каким показателям.
Модель SOSTAC одновременно простая и сложная. Простая – потому что элементы вроде всем понятны, просты и логичны. Сложная, потому что на деле их обозначить зачастую оказывается непросто.
Модель планирования SOSTAC часто применяется при разработке маркетинговой стратегии продвижения в интернете
SOSTAC — это аббревиатура:
Situation (Ситуация)
Это анализ, того в каком положении компания находится сейчас:
- Маркетинговый аудит внешней и внутренней среды
- Анализ текущей ситуации: рыночное окружение, рынки и потребители
- Выявление сильных и слабых сторон, возможностей и угроз
Это отправная точка, анализ доступных ресурсов, инструментов, идей, целей и желания. Необходимо разобраться с тем чего мы хотим достичь и что у нас для этого есть.
Под ресурсами важно понимать не только финансы или материальную собственность, но также актуальную информацию, знания и новые идеи.
Objectives (Цели)
Чего компания хочет достичь?
- Цели в области продаж, доли рынка и прибыли
- Основные аспекты, влияющие на цели
На этом уровне вы определяете конечную цель. Как правило для бизнеса это получение прибыли, продвижение нового продукта, развитие бренда и. д. Цели могут быть самыми разными.
Естественно прежде чем начать путь нужно понимать чего хочешь. Это прописная истина.
Strategy (Стратегия)
Каким образом эти цели будут
достигнуты?
- Определение основных целевых рынков
- Отличительное преимущество
- Необходимое позиционирование продукта
- Цели маркетинга/сбыта
Собственно здесь мы определяем то благодаря чему попадём из точки А в точку Б. Это глобальный уровень. Например вы выбираете стратегию продвижения в интернете.
Tactics (Тактика)
Планирование элементов маркетингового комплекса
- Продукты
- Ценообразование
- Распределение
- Продвижение
Здесь размышляем о том какие инструменты и конкретные шаги будем использовать чтобы из точки А в точку Б.
Например если вы выбрали продвижение в интернете то вашими инструментами могут быть контекстная реклама, SEO продвижение, социальные сети и так далее.
Инструментов может быть много, они могут оказывать разное влияния и иметь разную стоимость. В начале пути мы можем не знать какие инструменты лучше всего подойдут для нашей стратегии.
Action (Действия)
Кто и что делает?
- График мероприятий
- Ответственные лица
- Бюджет на реализацию плана
Действия это время которое нам понадобится, конкретные шаги, применение выбранных инструментов. То есть это конкретика по выполнению продуманного плана.
Control (Контроль)
Промежуточные результаты
- Контроль выполнения плана
- Измерение эффективности маркетинговых программ
На этом этапе контролируются KPI. То есть показатели, которые расскажут нам о том достигаем ли мы наших целей или нет. И если достигаем, то насколько качественно и эффективно.
Например, Вы можете оценивать инвестиции в рекламу по стоимости привлечения клиентов или по коэффициенту возврата инвестиций.
Руководство к модели SOSTAC
Как видно из диаграммы структуры SOSTAC, данная маркетинговая модель проста для понимания. На каждом из этапов предстоит решать конкретные задачи. Каждый из пунктов модели включает в себя объемные и нередко сложные задачи, благодаря которым мы можем гарантировать максимальный результат. Давайте рассмотрим структуру каждого шага модели SOSTAC в диаграмме.
Структура модели SOSTAC?
Вот так выглядит структура и описание методики SOSTAC. Подписывайтесь на канал и читайте полезную информацию об интернет-маркетинге.