Найти тему

Роджер Желязны, Джеральд Хаусман: «Дикие земли»

Это книга не только об упорстве и воле к жизни.
Это книга не только об упорстве и воле к жизни.

Две повести, на первый взгляд объединенные лишь одним: обе посвящены выживанию человека в дикой природе, в экстремальных условиях.

«В 1808 году человек по имени Джон Кольтер обнаженным пробежал свыше ста пятидесяти миль, преследуемый несколькими сотнями воинов племени черноногих.»

«В 1823 году изувеченный медведем охотник по имени Хью Гласс прополз свыше сотни миль по дикой местности от Большой Долины до реки Миссури.»

Краткий пересказ всего сюжета книги? Не совсем так. А в какой-то степени – даже совсем не так. Две истории, разделенные пятнадцатью годами. Два разных человека. Казалось бы, ничего общего – кроме выживания попреки всему, упорства и воли к жизни. Но так кажется только на первый взгляд.

-2

Главы, посвященные Джону Кольтеру, перемежаются главами, посвященными Хью Глассу. Поначалу перед нами предстают лишь жестокие приключения и отчаянная борьба за жизнь двух разных людей. Но постепенно манера повествования обеих сюжетных линий меняется. Предельный реализм сиюминутного выживания начинает понемногу расцветать странными метафорами и образами, реальность и видения героев проникают друг в друга, рождая непонятные до поры символы. На грани жизни и смерти, на пределе напряжения всех физических и душевных сил пред героями проходит вся их жизнь. Реальность и сны на грани бреда, память и пророческие видения – все это понемногу сплавляется воедино и меняет героев. Дух их выходит в новое измерение – в измерение человеческой души, где нет прошлого и будущего, где пространство и время едины, где пройдя по своим следам, ты можешь вернуться в прошлое, а во сне заглянуть в иные времена, увидев то, что было задолго до твоего рождения – и то, что будет через века после твоей смерти.

-3

Два символа сопровождают героев на протяжении всего их пути: медведь и ястреб, сила и свобода. И символы эти отнюдь не случайны, просто герои, и вместе с ними читатель, не сразу это осознают.

А в конце две истории сливаются воедино и закольцовываются, рождая третий символ Уробороса, времени, у которого нет ни начала, ни конца – и циклической природы жизни. Финал истории Джона Кольтера становится началом истории Хью Гласса: старый охотник и первопроходец символически передает эстафету молодому преемнику. Две повести, две сюжетные линии сплетаются в единое полотно романа, рождая новый слой смыслов, невозможный для каждой из этих линий по отдельности.

Это книга не только об упорстве и воле к жизни. Это еще и книга о понимании, которое лежит вне слов и знаков. О ненависти, которая переплавляется в прощение. О памяти и о судьбах по-настоящему сильных и свободных людей, которые достойны того, чтобы их помнили. О бесконечности и многообразии жизни, о месте человека в природе – и еще о многом другом.

Ну и кончено же, это увлекательный приключенческий роман о выживании.

В свое время эта книга как-то прошла мимо моего внимания. И я искренне рад, что прочел ее сейчас.

-4