Если задаться целью посетить место, изображённое на картине Василия Поленова «Московский дворик», то выяснится, что не всё так просто. Чтобы определить точное место, телеграм-каналу «Москвитянин» пришлось провести небольшое исследование.
Знаменитая картина Василия Поленова «Московский дворик» была написана в 1878 году.
На полотне можно увидеть храм Спаса Преображения на Песках, построенный в начале XVIII века на месте деревянной церкви, известной с 1642 года.
Чуть правее колокольни храма расположен дом причта, построенный в 1836 году и сохранившийся до наших дней (Каменная Слобода, дом 2/1, стр. 2).
Ещё правее - дом на углу Спасопесковской площади. За ним видны крыши дома на Арбате и церковь Николая Чудотворца в Плотниках, построенная в 1670-х годах и снесённая большевиками в 1932 году.
Деревянный особняк в левом краю картины был снесён ещё при жизни Поленова. Его можно увидеть на ещё одной картине художника - «Бабушкин сад».
Немного о точке, с которой писалась картина.
Если судить по письмам Поленова, то художник находился либо на углу Дурновского (ныне - Композиторская улица) и Трубниковского переулков, либо на пересечении Трубниковского переулка с Малым Толстовским (ныне - улица Каменная Слобода).
Ориентиром, безусловно, является храм Спаса на Песках. С первой точки вид на храм ныне полностью закрыт, и сопоставить размеры храма на картине и в жизни нет возможности.
Во второй версии в качестве места написания рассматривается дом причта храма в переулке Каменная слобода (хотя сам Поленов такой факт не упоминал). Однако, если исходить из размеров храма, то эта точка вполне подходит.
На помощь нам приходит Хотеевский план Москвы 1852 года, на котором можно найти буквально каждый сарай. Его изучение показывает, что Спасопесковская площадь сохранила свои очертания до наших дней, а изображённые по центру картины особняк и деревянные хозяйственные строения располагались между Дурновским и Малым Толстовским переулками.
Поэтому нужно либо согласиться с версией, принятой искусствоведами, что картина написана из дома на пересечении Дурновского и Трубниковского переулков, либо предположить, что художник не был документально точен и изобразил дворик между Дурновским и Малым Толстовским переулками, но сам храм показал с более близкой к нему точки (около дома причта).
Фотография сделана несколько левее исходной точки и чуть ближе к храму Спаса на Песках. С нужной точки вид сейчас полностью закрыт доходным домом 1911 года, зданием педагогического колледжа и офисным зданием 2000-х годов.
И ещё немного о зданиях, изображённых на картине.
Деревянный особняк под цифрой 1, как и дом, в котором находился Поленов в момент написания картины (участок 148 на плане Хотеева), принадлежал корнету Николаю Львовичу Баумгартену, а до него - подполковнику Александру Николаевичу Юрьеву.
Деревянное строение 2 относились к дому причта храма (6), а строение 5 - к участку диакона Николая Кондратьева Ширяева.
Дом под цифрой 7 на углу Спасопесковской площади и Малого Толстовского переулка принадлежал, предположительно, штабс-капитану Михаилу Михайловичу Исакову. Дом не сохранился.
На дальнем плане, предположительно, видна крыша «дома Зайцева» на Арбате (10). Дом был построен в 1814 года, принадлежал тайному советнику Борису Александровичу Нейдгардту. Надстроен в 1901 году купцом А. Ф. Чулковым. В начале XX века доме жил писатель Борис Зайцев.
Больше информации в нашем Телеграм-канале.