Ничто – вот на чём я построил своё дело.
«The Ego and Its Own» Max Stirner
Анархизм играет важную роль в истории развития общества.
Политические анархисты концентрируют свою критику на государственной власти, выделяя централизованную монополистическую власть как нелегитимную. Простым языком – критикуют «государство», идеализируя безвластное общество без иерархии и принуждения, где каждый вправе свободно распоряжаться собой.
Бакунин, являясь политическим анархистом, приводит пример, объясняя принцип управления государства:
«Если есть государство, должно быть господство одного класса другим и, как следствие, рабство; государство без рабства немыслимо, и именно поэтому мы являемся врагами государства» (1873 г.).
Более поздний пример приводит современный философский анархист Джерард Кейси, говоря о государстве:
«Государства – это преступные организации. Все государства, а не только явно тоталитарные или репрессивные» (2012 г.).
Но данные обобщения на сегодняшний день трудно поддерживать, т. к. процесс организации государств протекал по-разному, и политическая власть не является монолитной. Бакунин предлагал свою критику изнутри глобального социалистического движения, поддерживающую марксистский и гигилевский взгляд (основной принцип индивидуалистический анархизм). Кейси же пишет уже в 21-вом веке, критикуя с позиции современного либертарианства (основной принцип политическая свобода и автономия).
Работа немецкого философа Штирнера была основой и оказала огромное влияние на анархо-индивидуализм. Макс Штирнер родился как Иоганн Каспар Шмидт в 1806 году в семье почти низшего класса. Пройдя непростой путь в жизни, начинал с того, что публиковался в Берлине и богемствовал над работой в авангардных интеллектуальных местах.
Одной из самых его значимых работ стала книга «The Ego and Its Own» (англ.: «Эго и его собственное»), которая произвела критический успех на гегелевские круги, собрав в себе взгляды многих знаменитых философских анархистов.
С начала её тиражирования она привлекла внимание старейших берлинских литераторов. В этой книге он определил трёхстороннюю диалектическую структуру человеческой жизни («детство, юность, взрослая жизнь») и спроецировал её на историю человечества, при этом в зависимости от позиции контекст интерпретируется в разном ключе. Её использовали в различных целях опираясь на теоретические доводы автора. Для Штирнера человеческая природа не может давать никаких указаний как следует жить. Его цель – освободить человека от представлений об основных универсальных целях.
Анархизм в политической философии говорит о том, что не существует законной в отношении человеческих прав политической и правительственной власти. Анархия в политической философии является важной даже для тех, кто не является анархистом, в виде неполитического фонового условия, против которого выстраиваются формы политической организации. Народное воображение часто рассматривает анархистов, как бросающих бомбу нигилизма. Но философский анархизм – это теоретическая точка зрения.
Постоянная задача тех, кто хочет понять анархизм, состоит в том, чтобы понять, насколько исторически и идеологически разнообразные подходы попадают под анархистский зонтик.
Информационные источники:
plato.stanford.edu
stanford.library.sydney.edu.au
en.wikipedia.org
Автор: Kristina Akhmyadeeva