Дочитала трилогию Энн Леки об империи Радч - «Слуги правосудия», «Слуги меча», «Слуги милосердия».
Увлекательная история, хотя к концу я несколько подустала от интриг и политики.
Главная героиня – безусловно, основная ценность цикла. Брек умна, целеустремлена, справедлива и она не человек. В этом заявлении нет никакого спойлера, так как этот факт ее незаурядной биографии открывается в самом начале первой книги. Брек – биоэлектронное существо с человеческим телом и памятью огромного межгалактического корабля, последний «вспомогательный компонент» просуществовавшего несколько тысяч лет крейсера «Справедливость Торна». Описания, как героиня одновременно была и кораблем, и компонентом, который моет палубу, и сотней других компонентов, которые разговаривали, ходили, ели, спали и были частью одного большого мозга – очень любопытно! И это, пожалуй, самое оригинальное в трилогии Леки.
Кстати, забавно, как разумные корабли одинаково востребованы и популярны у авторов как космической фантастики, так и фэнтези.
Все остальные находки автора вызывают у меня скорее вопросы, чем комплименты. Наверное, после фанатично продуманного Уоттса мне теперь всегда будет не хватать технической логичности фантастических ноу-хау))
Итак, у нас есть империя, находящаяся в состоянии бесконечной экспансии, общество, в котором важна роль аристократических семейств, но действует монархическая система власти, все жители помешаны на соблюдении ритуалов, патологически вежливы и постоянно пьют чай, страдая от тяжелого «бремени белого человека» – привет, Британия времен колониализма!
Любопытно, что все цивилизованные граждане империи в обязательном порядке носят перчатки – появление без них, практически непристойное поведение. И надо сказать, эти перчатки изрядно меня подбешивали, так как пытаясь сейчас на фоне пандемии находиться в общественных местах в перчатках (будь то, обычные демисезонные или тонкие нитриловые) я могу заметить, что это невыносимо неудобно!
Ну да ладно.
Главной фишкой радчайского общества является отсутствие гендерных различий, что в изложении автора заключается в том, что вроде как имея физиологические отличия, внешне и по социальным ролям все граждане выглядят и действуют так, словно половых различий у них нет и ко всем принято обращаться – она, мать, дочь, сестра. Это вызывает сильнейшее недоверие к повествованию, потому что половой диморфизм, как мне кажется, не может не иметь социальных последствий. Но, увы, эту интересную тему автор никак не развивает, объяснений не дает и довольствуется очень поверхностной подачей этой особенности. Очень жаль.
В общем на какую-то социальную (или любую другую) значимость трилогия, на мой взгляд, не претендует, но чтение приятное и увлекательное.
Космическая фантастика: