Об эпохе маккартизма в Голливуде не любят вспоминать. Хозяева студий, гильдии творцов сложились перед требованиями власти. Слились безропотно, опасаясь за свои гонорары. Грубая сила победила, протестов не было. Артисты подчинились требованиям.
Исключений было мало: Кэтрин Хепберн выступила с протестом, да Люсиль Болл ("все любят Люси") – пожалуй, это все… Короткое время протестовал и Богарт, но потом замолчал…
Была еще такая группа артистов как Rat Pack (крысиная стая). Это не те, что кучковались вокруг Синатры в конце 50-х. Первая Rat Pack 1952-55 это артисты связанные с Богартом и Хепберн. (Был в этой компании и Синатра). Они пытались помочь, попавшим в беду коллегам, как-то поддержать их, обойти запреты на профессию. Диссиденты, так сказать, отщепенцы.
Два лучших режиссера золотой эпохи Голливуда – Элиа Казан и Джон Хьюстон были коммунистами. И, наступившая вскоре после войны, «эпоха изгнания ведьм» плохо подействовала на обоих. Если с Казаном история получилась не очень приглядная, то Джон Хьюстон уехал в Европу и работал там.
Африканская королева – это один из таких удачных примеров. Фильм снимался английской компанией, продюсировался независимым от больших голливудских студий продюсером
Джон Хьюстон умел работать в сложных условиях ("сварить суп из топора"). Получить такой материал как Хепберн и Богарт - мечта любого режиссера, dream team (команда мечты). Могут сыграть всё! Любые роли - и это будет хорошо. Фильм получился хорошим.
Синопсис.
Осень 1914. В глухих африканских джунглях, посреди колонии Германской Восточной Африки в поселении Кунгду, несет слово божие в темноту джунглей британский миссионер Самуэл Сэйэр.
Единственный белый человек рядом с ним, с которым можно перекинуться парой слов на родном языке это его родная сестра Роза. Изоляция похуже коронавируса, скажу я вам!
Пару изредка посещает проплывающий мимо по реке на своем судне под гордым названием "Африканская Королева" механик Чарли Олнат. Он подвозит им товары, делится новостями о происходящем вокруг.
Африканцы совершенно дикие, слово Божие доходит до них плохо. Библию не учат, мессу поют невпопад - какие-то обезьяны, просто-таки!
Чарльз Олнат тоже недалеко от них ушел. Судно это будет слишком громко – какая-то посудина, которая развалится вот-вот. Сам он – опустившийся алкоголик, совокупляется с негритянками. Ни одна уважающая женщина из Англии приехать к нему в Африку и соединить свою судьбу на таких условиях не согласна – слишком он беден. White trash, белый мусор, говоря по-нашенски.
Последней новостью, которую привез Чарли - разразившаяся война в Европе. Это становится большой неприятностью, миссия оказывается посреди вражеского лагеря.
Беда не заставила себя ждать. Немецкие колониальные войска жгут Кунгду и угоняют мирное население. Самуэл Сойер не переживет такой катаклизм. Он заболевает, сходит с ума и умирает. Роза остается одна в сожженном поселке посреди джунглей.
Появляется Чарли. Он помогает похоронить проповедника и забирает с собой Розу. Они начинают планировать, что же им делать, как быть дальше.
У Чарли на посудине большой запас взрывчатки, пустые кислородные баллоны, ящики с джином и табаком. Чарли Олнат торгует всем этим с горной шахтой и проживающими вдоль реки африканцами. С этого он живет, но все равно остается бедным. Пропивает нажитое и ничем больше в жизни не интересуется.
Совсем другой человек Роза Сэйер. Она гораздо его умнее и глубоко религиозна. Для нее жизнь - сплошной подвиг во славу Бога и страны, горячо любимой Великобритании.
Роза предлагает Чарли начинить баллоны взрывчаткой и, используя судно в качестве торпеды, подорвать немецкий крейсер "Королеву Луизу".
Чарли поначалу поднимает ее на смех – это совершенно невозможно! Гиблое дело! Чтобы добраться до крейсера нужно пройти стоящий ниже по реке немецкий форт и пороги, которые считаются непроходимыми. Да и вообще – все это глупости!
Роза из верхних классов, а Чарли это совершенный низ (в романе он вообще кокни). Ей удается его уговорить, надавить своим авторитетом. Чарли нехотя соглашается "попробовать".
Женское присутствие меняет Чарли в лучшую сторону. Из опустившегося, небритого, неухоженного человека он преображается, начинает бриться и перестает пить.
Меняется и Роза…. В фильме это старая девственница. Никаких романтических связей у нее в далекой Африке, конечно, нет. В округе 500 миль из мужчин только немцы, ну и африканцы (ну, это уж чересчур).
Совместные трудности сближают людей, мужчина в непосредственной близости вызывает у нее сексуальную фрустрацию. Которая… успешно разрешается. Связь происходит, это в фильме не показано, но мы-то все понимаем!
Партнеры совместными усилиями преодолевают все трудности. Им удается проскочить невредимыми мимо немецкого форта и пройти, казавшимися непроходимыми речные пороги.
Но судно повреждено. Чарли удается починить его, и они продолжают свой путь.
Остается последний этап, плавни, непосредственно перед входом в озеро. Там слишком мелко, приходится тащить его на веревке, как бурлакам с картины Репина!
Обессилив и окончательно посадив "Африканскую Королеву" на мель, они в отчаянии. Ко всему плохому Чарли заболел. Герои в ожидании неминуемой смерти. Роза начинает молиться.
И происходит чудо! Вверху по течению реки начинается сильнейший тропический ливень, вода в плавнях поднимается, и судно самоходом вплывает в озеро. Цель теперь рядом!
Чарли и Роза снаряжают торпеды и готовятся атаковать противника. На их несчастье поднимается сильнейший шторм и суденышко тонет. Герои фильма теряют друг друга из виду.
Первым обнаруживается Чарли. Он на немецком крейсере и его начинает допрашивать капитан судна. Чарли думая, что Роза погибла, не пытается скрыть свою попытку взорвать Луизу. Его приговаривают к повешению.
Но Роза оказывается жива. Ее доставляют под конвоем спасатели. Она гордо заявляет о намерениях и готова принять свою судьбу. Герои фильма просят немецкого капитана повенчать их перед смертью. Это их сильнейшее желание. Тот выполняет просьбу.
Тут всплывает из недр озерных "Африканская Королева"! Раздается взрыв! Крейсер, получив пробоину, начинает тонуть.
Герои уплывают из кадра прочь – к свободе, к счастью. Занавес.
*
Фильм имел большой успех у публики. Попыток устроить бойкот "черносписочнику" Хьюстону не было, слишком большие величины к 1952 году были Богарт&Хепберн, это было бы безнадежным делом.
И отметился Оскаром Богарту за лучшую мужскую роль.
А Кэтрин Хепберн написала книжку "Как мы снимали Африканскую Королеву".
Лоуренс Оливье и Мэрилин Монро. "Принц и шоугерл" (1957)
Мэрилин Монро, Джек Леман, Тони Кёртис. "В джазе только девушки" (1959)
Подпишитесь, чтобы получать новые статьи