Найти тему
История c изнанки

Кэтрин Хепберн и Хамфри Богарт. "Африканская королева" (1951)

Об эпохе маккартизма в Голливуде не любят вспоминать. Хозяева студий, гильдии творцов сложились перед требованиями власти. Слились безропотно, опасаясь за свои гонорары. Грубая сила победила, протестов не было. Артисты подчинились требованиям.

Исключений было мало: Кэтрин Хепберн выступила с протестом, да Люсиль Болл ("все любят Люси") – пожалуй, это все… Короткое время протестовал и Богарт, но потом замолчал…

Была еще такая группа артистов как Rat Pack (крысиная стая). Это не те, что кучковались вокруг Синатры в конце 50-х. Первая Rat Pack 1952-55 это артисты связанные с Богартом и Хепберн. (Был в этой компании и Синатра). Они пытались помочь, попавшим в беду коллегам, как-то поддержать их, обойти запреты на профессию. Диссиденты, так сказать, отщепенцы.

Два лучших режиссера золотой эпохи Голливуда – Элиа Казан и Джон Хьюстон были коммунистами. И, наступившая вскоре после войны, «эпоха изгнания ведьм» плохо подействовала на обоих. Если с Казаном история получилась не очень приглядная, то Джон Хьюстон уехал в Европу и работал там.

Африканская королева – это один из таких удачных примеров. Фильм снимался английской компанией, продюсировался независимым от больших голливудских студий продюсером

Джон Хьюстон умел работать в сложных условиях ("сварить суп из топора"). Получить такой материал как Хепберн и Богарт - мечта любого режиссера, dream team (команда мечты). Могут сыграть всё! Любые роли - и это будет хорошо. Фильм получился хорошим.

Синопсис.

Осень 1914. В глухих африканских джунглях, посреди колонии Германской Восточной Африки в поселении Кунгду, несет слово божие в темноту джунглей британский миссионер Самуэл Сэйэр.

Единственный белый человек рядом с ним, с которым можно перекинуться парой слов на родном языке это его родная сестра Роза. Изоляция похуже коронавируса, скажу я вам!

-2

Пару изредка посещает проплывающий мимо по реке на своем судне под гордым названием "Африканская Королева" механик Чарли Олнат. Он подвозит им товары, делится новостями о происходящем вокруг.

Африканцы совершенно дикие, слово Божие доходит до них плохо. Библию не учат, мессу поют невпопад - какие-то обезьяны, просто-таки!

-3

Чарльз Олнат тоже недалеко от них ушел. Судно это будет слишком громко – какая-то посудина, которая развалится вот-вот. Сам он – опустившийся алкоголик, совокупляется с негритянками. Ни одна уважающая женщина из Англии приехать к нему в Африку и соединить свою судьбу на таких условиях не согласна – слишком он беден. White trash, белый мусор, говоря по-нашенски.

-4

Последней новостью, которую привез Чарли - разразившаяся война в Европе. Это становится большой неприятностью, миссия оказывается посреди вражеского лагеря.

Беда не заставила себя ждать. Немецкие колониальные войска жгут Кунгду и угоняют мирное население. Самуэл Сойер не переживет такой катаклизм. Он заболевает, сходит с ума и умирает. Роза остается одна в сожженном поселке посреди джунглей.

Появляется Чарли. Он помогает похоронить проповедника и забирает с собой Розу. Они начинают планировать, что же им делать, как быть дальше.

У Чарли на посудине большой запас взрывчатки, пустые кислородные баллоны, ящики с джином и табаком. Чарли Олнат торгует всем этим с горной шахтой и проживающими вдоль реки африканцами. С этого он живет, но все равно остается бедным. Пропивает нажитое и ничем больше в жизни не интересуется.

Совсем другой человек Роза Сэйер. Она гораздо его умнее и глубоко религиозна. Для нее жизнь - сплошной подвиг во славу Бога и страны, горячо любимой Великобритании.

Роза предлагает Чарли начинить баллоны взрывчаткой и, используя судно в качестве торпеды, подорвать немецкий крейсер "Королеву Луизу".

Чарли поначалу поднимает ее на смех – это совершенно невозможно! Гиблое дело! Чтобы добраться до крейсера нужно пройти стоящий ниже по реке немецкий форт и пороги, которые считаются непроходимыми. Да и вообще – все это глупости!

Роза из верхних классов, а Чарли это совершенный низ (в романе он вообще кокни). Ей удается его уговорить, надавить своим авторитетом. Чарли нехотя соглашается "попробовать".

Женское присутствие меняет Чарли в лучшую сторону. Из опустившегося, небритого, неухоженного человека он преображается, начинает бриться и перестает пить.

-5

Меняется и Роза…. В фильме это старая девственница. Никаких романтических связей у нее в далекой Африке, конечно, нет. В округе 500 миль из мужчин только немцы, ну и африканцы (ну, это уж чересчур).

Совместные трудности сближают людей, мужчина в непосредственной близости вызывает у нее сексуальную фрустрацию. Которая… успешно разрешается. Связь происходит, это в фильме не показано, но мы-то все понимаем!

-6

Партнеры совместными усилиями преодолевают все трудности. Им удается проскочить невредимыми мимо немецкого форта и пройти, казавшимися непроходимыми речные пороги.

-7

Но судно повреждено. Чарли удается починить его, и они продолжают свой путь.

-8

Остается последний этап, плавни, непосредственно перед входом в озеро. Там слишком мелко, приходится тащить его на веревке, как бурлакам с картины Репина!

-9

Обессилив и окончательно посадив "Африканскую Королеву" на мель, они в отчаянии. Ко всему плохому Чарли заболел. Герои в ожидании неминуемой смерти. Роза начинает молиться.

И происходит чудо! Вверху по течению реки начинается сильнейший тропический ливень, вода в плавнях поднимается, и судно самоходом вплывает в озеро. Цель теперь рядом!

Чарли и Роза снаряжают торпеды и готовятся атаковать противника. На их несчастье поднимается сильнейший шторм и суденышко тонет. Герои фильма теряют друг друга из виду.

Первым обнаруживается Чарли. Он на немецком крейсере и его начинает допрашивать капитан судна. Чарли думая, что Роза погибла, не пытается скрыть свою попытку взорвать Луизу. Его приговаривают к повешению.

Но Роза оказывается жива. Ее доставляют под конвоем спасатели. Она гордо заявляет о намерениях и готова принять свою судьбу. Герои фильма просят немецкого капитана повенчать их перед смертью. Это их сильнейшее желание. Тот выполняет просьбу.

-10

Тут всплывает из недр озерных "Африканская Королева"! Раздается взрыв! Крейсер, получив пробоину, начинает тонуть.

Герои уплывают из кадра прочь – к свободе, к счастью. Занавес.

*

Фильм имел большой успех у публики. Попыток устроить бойкот "черносписочнику" Хьюстону не было, слишком большие величины к 1952 году были Богарт&Хепберн, это было бы безнадежным делом.

И отметился Оскаром Богарту за лучшую мужскую роль.

А Кэтрин Хепберн написала книжку "Как мы снимали Африканскую Королеву".

Лоуренс Оливье и Мэрилин Монро. "Принц и шоугерл" (1957)

Мэрилин Монро, Джек Леман, Тони Кёртис. "В джазе только девушки" (1959)

Подпишитесь, чтобы получать новые статьи

-11