В прошлый раз мы остановились на том, что разумно будет относиться к «партнерам» без лишних сантиментов. А как это?
Первое. Как говаривал Лариосик, я человек не военный, поэтому мое мнение простое: всемерно укреплять оборону вплоть до средств нападения. Ну и, наверное, надо извиниться и объяснить граду и миру, что у нас сложная демографическая ситуация, что Россия больше не может себе позволить, чтобы ее граждане гибли в массовом порядке, так что малина кончилась, и супротивников поневоле придется бить самым смертным боем малой кровью на чужой территории. А может, и не надо ничего объяснять. Ну тут, кажется, дело сдвинулось, слава Богу.
Второе. Давайте вспомним фильм «Калина красная» великого Василия Макаровича Шукшина. Там брат героини Павел по ходу речи главного героя Егора несколько раз подряд отвечает «Ну и что?». Вот так, на мой вкус, должны реагировать руководители суверенной страны почти на все высказывания почти всех иностранных деятелей (да и многих земляков тоже) и на большинство происходящих за границей событий. Реагируя на выпады внешних и внутренних супостатов, мы тем самым признаем их важность, сами придаем им вес. Но ведь существует не только свобода говорить/писать/снимать, но и свобода не слушать/не читать/не смотреть, ну и не реагировать, наконец. Надо перестать дергаться от того, что кто-то, даже очень важный, что-то сказал или написал, не ввязываться в перепалки, в эти вечные козьи потягушки. Кабы я был царем, я бы то и дело во всеуслышание спрашивал: «А при чем здесь мы? Министр обороны Фингалии (государственный секретарь Лапуты, г-н NN, г-жа ММ…) имеет право высказываться по всем вопросам, которые, как ему/ей кажется, его/ее касаются». Чему нас учил Бернард Шоу: никогда не спорь! стой на своем – и точка!
Отдельно о сносе наших памятников и переименованиях улиц: в своих странах они в своем полном праве. А мы – если это памятники нашим героям, обязательно надо запечатлеть это в сердце своем и, скрипнув сердцем, занести это в записную книжку памяти, это да. Но не ввязываться в перепалки, на публику – «Приняли к сведению, сожалеем, учтем!», и все, больше никаких слов, просто жить дальше С УЧЕТОМ ПРОИСШЕДШЕГО. Мне кажется, такая реакции будет гораздо более весомой. Кстати, неплохо бы и нам самим устыдиться того, что век назад большевики сносили памятники царям, а четверть века назад сносили памятники большевикам (и может быть, еще будут).
И третье. Уже давно стало модным говорить, что руководство России «создает образ врага». Тут опять возникает впечатление, что у нас некоторым весьма даже образованным людям историю вообще никогда не преподавали. Штука в том, что образ врага нам то и дело в натуре демонстрировали то ближние, а то и дальние соседи (ну и мы им тоже, конечно). Нам ничего самим в этом плане создавать и не надо, за нас все необходимое другие делали и сейчас делают.
Конечно, любовь и уважение соседей по планете – это неплохо. Но давайте вспомним, что случалось с Россией, когда ее переставали бояться: то Лжедимон в Кремле, то пан Владек, то Буона-парте, то немцы чуть не дошли, то американцы повадились нами командовать. Нет, братцы-сестрицы, я полагаю, главное – чтобы нас боялись. Привыкнут бояться, а там и уважать начнут, а кто соблаговолит приехать, так и возлюбят, может быть. И не надо предлагать привлекательные условия соседям, давайте создавать привлекательные условия у себя для себя. Не надо любви, надо, чтобы боялись напасть и вообще даже тронуть гражданина России и чтобы завидовали уровню его защищенности, желательно, во всех смыслах. Помните, «лучший способ передачи мыслей на расстояние – это прицельная стрельба»? Пока с Каспия не взлетели «Калибры», наше мнение никого особо не интересовало.
И сюда же касательно того, что советская власть воспитывала рабов. Советская власть воспитывала не рабов, а солдат. Опять же, если вспомнить нашу историю, в этом нет ничего удивительного. Удивительно то, что люди, как на буфет с рублем объявляющие себя лучшими (шо, опять «ум, честь и совесть нашей эпохи»?), столь невинны в разуме своем, что отождествляют психологию солдата с психологией раба. Не знаю как сейчас, а лет пятьдесят назад стыдно было, если мужик не служил срочную. Нас уже давно учат, что ходить строем плохо, мол, надо личность развивать (читай «квалифицированного потребителя»). Ну да, пока все хорошо, оно, может, и ладно, но вот когда наступает все плохо, то оказывается, что ах-какие-личности либо гибнут во множестве, потому что не умеют обращаться с оружием, либо с узелками разъезжаются, если повезет, на принудительные работы, а если не повезет, то и по Освенцимам, а те, кто ходил строем, их потом освобождают, ну кого успеют, конечно, уцелевших. Будь ты хоть какой личностью, на здоровье, но если хочешь побеждать – говоря фигурально, учись ходить строем.