В новом выпуске рубрики #краткиеистории художник Антон Мороков рассказывает о своих работах на набережной за синим забором и делится воспоминаниями о снесенном архипелаге работ уличных художников.
Нижневолжская набережная заняла особое место в жизни уличных художников в 2015 году. Место, которое сложно представить без прогулочного променада и вида на Стрелку (место слияния рек Оки и Волги), уже совсем не ассоциируется с печально известным синим забором. Недостроенное, пустующее пространство из бетона под открытым небом породило множество споров касательно своего будущего. На этом фоне, уличные художники увидели в набережной идеальное место для нелегальных росписей, не обремененное какой-либо ответственностью.
В целом нижегородских художников всегда привлекали маргинальные, брошенные, «ничейные» места. Например стадион Водник, на котором развивалась нелегальная граффити культура, с каждым слоем краски все больше превращался в осовремененную руину. На мой взгляд, в своём состоянии набережная за синим забором переплюнула все предыдущие места скопления граффити.
Серая нейтральность, чистый бетон, центральное расположение и в то же время закрытость – все эти факторы привели к тому, что набережная стала своего рода лабораторией для экспериментов с общественным пространством. Сначала появлялись осторожные росписи Андрея Оленева, Якова Хорева, команды «ТОЙ», шрифты граффити команд, расположенные на скромных участках длинных стен. В последствии процесс невозможно было остановить и все большая активность привела к тому, что тесно соседствующие авторы начали перекрывать и наслаивать свои работы на чужие произведения, в результате чего появлялись забавные переклички между художниками.
Всего я создал около 5 росписей, начиная с поздней весны и заканчивая августом. Первые работы были сделаны во время совместных походов с Андреем Оленевым – это было просто практично, нести лестницу и краску на двоих, но в последствии к нам присоединялись и другие художники, например Яков Хорев и Игорь Klone.
Когда живого места почти не осталось, я создал свою последнюю роспись внутри уже измененной до неузнаваемости набережной. С помощью этой работы я неосознанно поставил точку в своей уличной деятельности в конкретном отрезке времени и отрефлексировал общее настроение места. Переизбыток работ на набережной и в городе дал мне отчетливо понять, что принципы минималистичности и осторожного отношения к пространству, которыми я руководствовался, не могут существовать в таком перенасыщенном пространстве.
Птицы, расцветающие из неживых камней-цветов для меня были противопоставлением цитаты на шекспировское «Из ничего не выйдет ничего». Художники запустили цепную реакцию работ, которые украшали безжизненную пустоту. Набережная, простоявшая 10 лет бесхозной, заброшенной и одинокой, вдруг в за один сезон стала расцветать и притягивать не только художников, но и местных жителей. Заново открытое место зажило своей жизнью без чьего-либо указания, как будто по собственным законам. Хаос изображений стал нормой и порядком, усталость от руины пересилила себя и создала новые смыслы.
Смешной факт, но один из проектов по реорганизации набережной включал в себя имеющиеся объекты уличного искусства, желая сохранить «ничто, породившее многое новое».
Читайте новые материалы от мастерской «Тихая» в нашем Telegram канале — https://t.me/silenceworkshop , а так же нашу другую рубрику #эскизмы