Найти тему

Куда же летят эти "журавлики-кораблики". Фальшивое содержание выдающейся кинокартины. ч.2

Продолжение. Начало тут.

А вот в прокате поначалу фильм приняли очень сдержанно. Только завоевание главного приза Каннского фестиваля подстегнуло к нему интерес, но все равно в прокате 1957-58 гг. фильм отстал от "Тихого Дона","Ночного патруля","Без вести пропавшего","Тайны двух океанов", собрав 28 млн. зрителей, чуть опередив "Екатерину Воронину", "Огненные версты" и "Павла Корчагина".

Официальная критика приняла фильм достаточно холодно, а Н.С. Хрушев после просмотра фильма назвал героиню "обычной шлюхой".Так в чем же дело ? Налицо выдающееся художественное произведение и такое неоднозначное отношение к нему.

А дело в содержании фильма. В той идее, которую автор сценария и режиссер заложили в фильм. Идеи оправдания предательства.

Посмотрим фильм глазами простого советского зрителя, который прошел фронт или зрительницы, которая работала в тылу и ждала мужа с войны.

Фильм начинается утром 22 июня 1941 г. молодые, счастливые влюбленные Борис Бороздин, 25 лет и Вероника Богданова, 18 лет всю ночь гуляют по ночной Москве и только под утро возвращаются домой.

Борис - Алексей Баталов, Вероника - Татьяна Самойлова.
Борис - Алексей Баталов, Вероника - Татьяна Самойлова.

Если Борис это уже взрослый положительный молодой человек, работает инженером на оборонном заводе, крепко стоит на ногах, то Вероника молодая, эгоистичная, себялюбивая и достаточно избалованная девушка. Нигде не работает и не учится. Начинается война. Борис все время занят на военном производстве. Вероника же никаким полезным трудом не занимается. Очень недовольна, когда Борис не может вырваться на свидание.

А когда узнает, что Борис уходит добровольцем на фронт и осталось всего несколько часов до отправки, первой ее реакцией :"А я, а что будет со мной?", и обида на Бориса, за то, что он не смог получить бронь.
А когда узнает, что Борис уходит добровольцем на фронт и осталось всего несколько часов до отправки, первой ее реакцией :"А я, а что будет со мной?", и обида на Бориса, за то, что он не смог получить бронь.

А потом она почему-то опаздывает на его проводы, хотя вообще не должна была с ним расставаться, ведь у него всего несколько часов. А он все ищет ее глазами перед отправкой и не находит. Так и уходит он в колонне добровольцев, не попрощавшись с ней. У Вероники во время бомбежки гибнут родители, она переселяется в семью Бориса, как его невеста. А Борис в это время погибает на фронте, но считается пропавшим без вести. И опять Вероника ничем не занята. Вся только в своих переживаниях сидит дома. То есть весь народ занят делом, кто воюет на фронте, кто в тылу у станка или в госпитале врачом, а Вероника в переживаниях своей тонкой душевной организации.

В общем, до переживалась она до того, что вышла замуж за Марка, двоюродного брата Бориса, музыканта-пианиста и композитора, который давно в нее влюблен. А так как этот трюк вообще не вытекал из всей логики сюжета, то авторы придумали сцену в стиле немецкого экспрессионизма.

Во время бомбежки Марк и Вероника остаются вдвоем в ночной комнате и под разрывы бомб Марк играет ей на рояле какую-то авангардистскую пьесу, чем морально воздействует на девушку, которая вся в переживаниях. Потом он ее то ли насилует, то ли она от музыки обессилила, но кончается все тем, что они все ЭТО совершают. А потом Вероника выходит замуж за Марка.
Во время бомбежки Марк и Вероника остаются вдвоем в ночной комнате и под разрывы бомб Марк играет ей на рояле какую-то авангардистскую пьесу, чем морально воздействует на девушку, которая вся в переживаниях. Потом он ее то ли насилует, то ли она от музыки обессилила, но кончается все тем, что они все ЭТО совершают. А потом Вероника выходит замуж за Марка.

То есть, по замыслу авторов, после насилия физического или морального, советская девушка не бежит в прокуратуру, а выходит замуж за негодяя, это совершившего с нею. Далее она и ее новый муж остаются жить в семье Бориса, и все они едут вместе в эвакуацию. Там она хоть начинает заниматься полезным трудом, работает санитаркой в госпитале. Уже плюс. И ведь она ненавидит и себя и Марка, но продолжает сожительствовать с ним. А ведь ее надо за это жалеть. Несчастная девочка совершила ошибку и теперь мучается. В конце концов Марк и сам осознает свою ошибку, да и пассия у него появилась - местная дама полусвета, эвакуированная из Ленинграда Антонина Монастырская. Все кончается скандалом и уходом Марка.

Вероника же, наконец то осознав до конца всю глубину своего морального падения, решает кончить жизнь самоубийством, броситься, как Анна Каренина, под поезд. Но не успевает, так как тут маленький мальчик чуть под колеса машины не попал, и она его спасает.Мальчик потерялся, но Вероника не ведет его в милицию, а оставляет себе. Мальчика зовут Борька. Это, считает Вероника, ей послано взамен большого Бориса. Главное, что родители Борьки, наверное, с ума сходят по пропаже ребенка, но все должны восхищаться благородным поступком Вероники. И ведь что интересно, Вероника ждет возвращения Бориса, надеется, что все у них будет хорошо. Ведь папа Бориса ее простил.

 И вот идет она вся в белом, как невеста, до этого она была вся в черном, с цветами встречать Бориса с фронта, надеется вопреки всему. Но Борис погиб. Он не вернется. Конец фильма.
И вот идет она вся в белом, как невеста, до этого она была вся в черном, с цветами встречать Бориса с фронта, надеется вопреки всему. Но Борис погиб. Он не вернется. Конец фильма.

Так что же простой советский зритель и зрительница, знавшие и фронт, и тыл, видели по итогу. Молоденькая, эгоистичная, инфантильная дурочка вообще без всякой причины предала солдата, который считал ее своей невестой. Выскочила замуж за негодяя. Потом от переживаний под паровоз собралась. Присвоила себе чужого ребенка. И она героиня. Она главный положительный герой картины, так как у нее переживания. Авторы создают в картине такой эмоциональный настрой, который ее подлое предательство полностью оправдывает. Зритель должен рыдать и жалеть эту дурочку.

Лживый посыл оправдания предательства авторы фильма делают основным в фильме. И потому неудивительна реакция такого простого, неискушенного в "общечеловеческих ценностях" всепрощенчества, зрителя, как Н.С. Хрущев, когда он назвал Веронику "обычной шлюхой". Так он оценил ее - простой русский мужик и фронтовик, который знает, что, когда мужик воюет-баба ждет.

Но зато тогдашний "креативный класс", уже начавший приобщаться к этим "общечеловеческим ценностям", с восторгом воспринял фильм. Так же, как и социально им уже близкая западная публика, отвалившая с барского плеча "Золотую пальмовую ветвь", как сейчас также отваливают "Золотые Глобусы" всяким "Левиафанам". И ведь, что характерно, просто небывалый триумф фильм имел во Франции, которая особо и не упиралась перед Гитлером и спокойно жила в оккупации, даже дивизию СС "Шарлемань", которая по последнего обороняла в мае 1945 г. рейхстаг, сформировала. 90 летчиков авиаполка "Нормандия-Неман"и радиостанция "Свободная Франция" Де Голля в Лондоне дивизию СС не перекрывают. Почувствовали, что ли французы социально близкий запах предательства. "Летят журавли" у них обошел по кассовым сборам "Фантомаса","Бабетту","Звездные войны." А у нас уступил уже забытой "Тайне двух океанов".

Никто не отрицает выдающиеся художественные достоинства фильма, в первую очередь операторскую работу. Великолепную игру Татьяны Самойловой. Она вся такая изящная, воздушная, порхающая, сказывается балетная подготовка. Она не сыграла, она прожила роль. Но большего в своей актерской жизни совершить не смогла. Даже самый плохой актер раз в жизни может сыграть гениально самого себя. Вот и Самойлова больше ничего подобного не смогла сыграть, разве, что такую бледную копию Вероники в образе Анны Карениной.

Но этот выдающийся фильм имел фальшивую, лживую главную идею - оправдание предательства. Главным героем фильма для меня является не эта дамочка с тонкой душевной организацией, а отец Бориса, врач Федор Иванович Бороздин. За всеми восхищениями Самойловой как-то совершенно в тени осталось исполнение этой роли великим русским актером Василием Васильевичем Меркурьевым. Если Вероника это абсолютно надуманный персонаж-схема, то Федор Бороздин из плоти и крови. Одна из лучших драматических ролей в кино В. В. Меркурьева. К сожалению, его великий драматический талант наше кино не использовало в такой же мере, как и великий комедийный. Три-четыре роли, и не главные, а второго плана, но все на памяти - Степан Иванович в "Повести о настоящем человеке", Аниканов в "Звезде", Ульяныч в "Глинке".Это такой мощный образ настоящего русского человека - большого, сильного, доброго, который защитит слабого и пожалеет убогого. Как он пожалел и защитил Веронику. И прощение Вероники таким человеком, это как дополнительная ей индульгенция со стороны авторов.

Вот они, оба во всем белом, в финальных кадрах смотрят на пролетающих над ними клин журавлей. Сразу аналогия с более поздним стихотворением Расула Гамзатова про души солдат, превратившихся в журавлей.
Вот они, оба во всем белом, в финальных кадрах смотрят на пролетающих над ними клин журавлей. Сразу аналогия с более поздним стихотворением Расула Гамзатова про души солдат, превратившихся в журавлей.

И ведь и дальше они будут поддерживать Веронику. Потому что русский человек он такой - добрый и справедливый.

Часть первая

Еще несколько хороших советских фильмов :

Посмотрев этот фильм, отец купил дочке шоколадку. А Александру Михайлову написали: "Вы, преступник !"

Последний настоящий советский человек на экране. Одна против всех.

Как мачеха вернула к жизни ребенка, искалеченного матерью. Фильм "Мачеха",1973 г. ч.1 и 2

"Тренер",1969 г -один из самых светлых и добрых фильмов о наших мальчишках.Об их доброте,верности и мужестве.

Пишите комментарии

Ставьте лайки

Подписывайтесь на наш канал