Еще со школьной скамьи многие из нас помнят прекрасные строки А.С. Пушкина из стихотворения, посвященного А. П. Керн.
«Я помню чудное мгновение:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное видение,
Как гений чистой красоты».
Это стихотворение было написано поэтом в 1825 году, когда он по высочайшему велению находился в режиме самоизоляции (в ссылке) в родном имении, селе Михайловском Псковской губернии. Стихи Пушкин посвятил Анне Петровне Керн – молодой генеральше, приехавшей погостить к родственникам в соседнее село Тригорское. У них завязался роман (с кем не бывает), и при прощании Пушкин преподнес Керн необычный поэтический подарок.
С тех пор, выражение «гений чистой красоты» стало крылатым, и подразумевает представительниц слабого пола, воплощающих в себе абсолютное совершенство и идеал женской, неземной красоты.
Общепризнанно, что автором этих слов является Пушкин, но на самом деле, это не так. Пушкин позаимствовал это выражение у своего учителя, другого великого поэта, Василия Андреевича Жуковского.
В 1821 году, сопровождая царскую семью в заграничном вояже, Жуковский нашел свободное время, и посетил Дрезденскую галерею. Он хотел увидеть картину Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна». (В XIX веке Рафаэлевская «Сикстинская мадонна» была намного популярнее «Моны Лизы» Леонардо). Этот шедевр Жуковского покорил. Ошеломленный мастерством художника, красотой и величием богоматери, необыкновенной гармонией линий и красок, поэт провел перед картиной целый час. Именно, любуясь образом мадонны, он подобрал три слова, выразившие его восхищение этим полотном:
«Гений чистой красоты».
История этой картины следующая. В 1512 году самый востребованный на тот момент живописец Рима Рафаэль Санти получил от папы Юлия II очередной заказ. Необходимо было написать картину для алтаря только, что построенной церкви Святого Сикста (San-Sisto). Эта базилика находилась в небольшом, недалеко от Милана, городке Пьяченца. Причиной, побудившей Юлия II дать такое распоряжение, послужила победа, одержанная им на севере Италии над французской армией Людовика XII. Союзные папско-испанские войска освободили от французов города Парма, Реджо-нель-Эмилия и Пьяченца. Именно городок Пьяченца был особенно дорог Юлию II, поскольку в местном мужском монастыре хранились мощи Святого Сикста – покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик.
Сюжет заказанной картины был знаком Рафаэлю досконально. Художник многие годы отдал созданию картин с изображением мадонны. Их у него было более сорока. Поэтому «Сикстинскую мадонну» Рафаэль создал менее, чем за год. Сплав опыта, мастерства и талант художника позволили ему блестяще справиться с этой работой. «Сикстинская мадонна» безусловно, стала вершиной творчества Рафаэля Санти.
Более двух веков «Сикстинская Мадонна» украшала церковь Сан Систо в Пьяченце и была мало кому известна. Настоящее признание это произведение получило лишь в 1754 году, когда курфюрст саксонский и король польский Август III, решил пополнить семейную коллекцию произведений живописи каким-либо полотном великого Рафаэля. Август III был очень настойчив. После длительных переговоров с понтификом Бенедиктом XIV ему удалось выкупить за семьдесят килограммов золота «Сикстинскую Мадонну» для Дрезденской картинной галереи (Дрезденская галерея старых мастеров).
В годы Второй мировой войны гитлеровцы спрятали «Сикстинскую Мадонну» в месте, совершенно непригодном для хранения живописи. Советские воины обнаружили этот тайник и спасли картину от гибели. Шедевр Рафаэля хранился в Пушкинском музее десять лет. В 1955 году «Сикстинская Мадонна» была возвращена Германии вместе с другими полотнами Дрезденской картинной галереи.
На этом прощаюсь.
Берегите себя.
Ваша Раиса Захаровна.
P/S 1. Если Вам мой рассказ понравился – ставьте «палец вверх»;
2. Возможно, Вам будут интересны мои следующие статьи:
- «Откуда появились выражения – «Рог изобилия» и «Под эгидой»
- «Откуда появилось выражение – «Перейти Рубикон»
- «Откуда появилось выражение – «Бойтесь данайцев, дары приносящих».