/Читатель в лабиринте/
«Девушка в лабиринте» итальянского писателя Донато Карризи – одноразовый детектив, от которого невозможно оторваться.
Сюжет сразу увлекает читателя в историю 13-летней девочки Саманты, которая бесследно исчезает по пути в школу. Её найдут только спустя 15 лет на трассе в болотистой местности: нагой, напуганной и со сломанной ногой. Ответы Саманты на вопросы, что с ней произошло и где она была всё это время, шокируют.
Это уже восьмая книга в писательской карьере Карризи и третья в его цикле про Милу Васкес. При этом читать предыдущие истории о героине желательно, но совсем не обязательно. Автор аккуратен в мире маньяков, жертв и обывателей, который он создает книга за книгой, и читателю в нём комфортно.
Вот что бывает, когда книги пишет криминолог. Итальянец Донато Карризи закончил университет по направлению «Юриспруденция», защитил диссертацию про известного серийного убийцу девочек в Италии Луиджи Кьятти, после чего продолжил обучение в сфере криминологии и поведенческих наук. Но по профессии он проработал недолго, и с головой ушел в свое увлечение – стал писать сценарии не только для местных театров, чем занимался со студенчества, но также для фильмов и сериалов. А в 2009 году он написал свою первую книгу про маньяка «Подсказчик», которая сразу стала бестселлером и получила массу премий и наград, в том числе и «Premio Bancarella».
«Девушка в лабиринте» тоже принесла в копилку автора премию – «Лучший новый режиссер» – за одноименную экранизацию, которую он снял в 2019 году. Фильм получился таким же захватывающим и атмосферным, потому что идея, образы, события, мотивы, эмоции героев, их поведение, даже расположение глав в книге настолько тщательно проработаны, с криминалистической дотошностью выверены, что для кино было достаточно лишь перенести всё написанное в кадр. Что Карризи и сделал.
В итоге одна книга и фильм по ней, но их увидят тысячи людей по всему миру, которые после обязательно задумаются о социальных проблемах, всё ещё требующих нашего решения: дети из неблагополучных семей, насилие над ребенком и женщиной, деструктивная любовь, безответственность правоохранительных органов, благородство истинное и мнимое. Каждый ужаснётся, насколько близка ему история «Девушки в лабиринте», которая не похожа на правду, но есть та жестокая правда о современном мире, собранная автором в типизированные образы и ситуации.
Сколько таких Самант было похищено? Сколько молодых жизней загублено озабоченными ублюдками? А сколько детей загублено собственными родителями? Сколько таких детективов Бруно Дженко только перед лицом смерти начинают жить по совести? А сколько докторов Гринов равнодушны к судьбам жертв? Сколько…
Итальянский писатель несколько проигрывает своему шведскому коллеге – автору триллера «Девушка с татуировкой дракона» Стигу Ларрсону. Тот не жалеет страниц, чтобы во всех подробностях описать омерзительные сцены насилия над женщиной и ребёнком, заставляя читателя прочувствовать страх, боль, отчаяние, унижение и ярость жертв. Но Карризи берет другим – его книга меньше по объему, она легче и быстрее читается, в ней нет нагромождения сложных предложений и долгих сюжетных ответвлений про политику. И этим он больше похож на другого своего любимого писателя – Стивена Кинга. Такой же динамичный, стремительный, острый, точный и обескураживающий.
«Девушку в лабиринте» вряд ли возмёшь читать снова. История и герои слишком понятные. Но Карризи, думается, и не претендует на перечитывание: потому что сразу увлекает читателя в свой личный криминальный лабиринт, в котором ещё столько социальных болезней, требующих его профессионального обличения.