5 интересных фактов про российский крейсер "Варяг"
1)По заказу Российской империи крейсер «Варяг» был построен на судостроительной верфи Филадельфии «Уильям Крамп и сыновья». На воду он был спущен 19 октября (по старому стилю) 1899 года. В то время «Варяг» по своим техническим характеристикам превосходил другие крейсеры российского флота, его оснастили самым современным вооружением, он обладал отличной скоростью и даже был электрифицирован и телефонизирован. В состав российских ВМФ введен в 1901 году, базировался «Варяг» в Порт-Порт-Артуре.
Во время следования в Порт-Артур российский крейсер был атакован судами противника, получил серьезные повреждения и был вынужден вернуться обратно в Чемульпо. 9 февраля 1904 года Руднев получил ультиматум от японского контр-адмирала Уриу : срочно покинуть порт, в противном случае, «Варяг» будет уничтожен на рейде. Руднев принял решение с боем прорваться в Порт-Артур, если это окажется невозможным – взорвать судно, чтобы исключить возможность его захвата противником. В полдень «Варяг», вместе с канонерской лодкой «Кореец, вышел из порта Чемульпо и вступил в бой с японской эскадрой, состоявшей из 15 судов. За время часового сражения крейсер очень сильно пострадал. Но, предложение японской стороны о сдаче в плен русские моряки решительно отвергли. Было принято решение затопить судно, взорвать его было рискованно, так как взрыв мог повредить суда нейтральных государств, которые находились в Чемульпо. Взорвали лишь канонерскую лодку «Кореец». А крейсер затопили 9 февраля 1904 года в 18 часов 10 минут.
3)В 1905 году Япония подняла со дна затонувший крейсер. Он был отремонтирован и вошёл в состав японского флота с новым названием – «Сойя». Вернуть его в Россию удалось только в 1916 году, когда судно было выкуплено российским правительством. Крейсеру было возвращено прежнее название.
4)В феврале 1917 года крейсер ушел в Великобританию на капитальный ремонт. Вернуть его обратно британцы отказались, так как поле революции Россия решила не выплачивать царские долги. В 1920 году "Варяг" был продан в Германию на металлолом. Но, к месту назначения "Варяг" не дошел, сев на мель. Через некоторое время был взорван.
5)Вдохновленный подвигом экипажа "Варяга" австрийский поэт Рудольф Грейнц посвятил ему свое стихотворение. На русский язык его перевела Евгения Студенская, а военный музыкант и композитор Алексей Турищев стал автором музыки. Так появилась песня-марш "Врагу не сдается наш гордый "Варяг". Написана она была для исполнения на торжественном приеме императором Николаем Вторым офицеров и матросов "Варяга" и "Корейца»