Citroen CX
Ситроены середины ХХ века — машины крайне необычные. Помимо знаменитой гидропневматической подвески, которая позволяла ездить даже на трёх колёсах, французские машины выделялись рулями с одной спицей, отсутствием традиционных подрулевых рычагов, а также максимально дикими приборными панелями.
Aston Martin Lagonda
Необычный седан Lagonda, которому через четыре года стукнет полвека, удивительно точно предвидел современные интерьерные тенденции. Сенсорные кнопки на центральной консоли? Есть. Полностью электронная панель приборов? Имеется.
Да, именно Aston Martin Lagonda стал первым серийным автомобилем с полностью цифровым щитком. И хотя в его разработке принимали участие специалисты аэрокосмической области, электроника всё равно беспощадно глючила, то и дело оставляя водителя вообще без какой-либо информации. Удивительно, но после рестайлинга цифровые спидометр и тахометр никуда не делись, а наоборот — стали ещё замороченнее! Надёжность, увы, осталась на примерно том же уровне.
Vector W8
Этот автомобиль должен был заткнуть за пояс все Lamborghini, Porsche, Ferrari и Jaguar вместе взятые. Но финансовые проблемы, постоянно преследовавшие проект Джеральда Вигерта, сделали из W8 штучный товар для энтузиастов вместо настоящей легенды. Поэтому шансы встретить его на дорогах ничтожно малы.
Honda Civic
Хэтч Honda Civic восьмого поколения получился настолько футуристичным, что выглядит актуально даже сегодня. А ведь в 2020 году пятидверке исполняется 15 лет. Но футуризм Сивика проявляется не только в дизайне экстерьера. В салоне японцы реализовали новую компоновку приборной панели, которая оказалась настолько удачной, что применялась и на следующем поколении Civic.
Новаторство заключалось в том, что приборная панель была двухэтажной. Таким образом, цифровой спидометр оказывался выше обода руля, а аналоговый тахометр и дополнительные приборы размещались внутри обода, как на большинстве автомобилей. На первый взгляд, два яруса смотрятся тяжеловато, но на деле решение оказалось удобным и перекочевало на Сивик следующего поколения. Однако текущему хэтчу вернули обыкновенный, скучный щиток.
Lamborghini Reventon
При создании суперкара Reventon инженеры Lamborghini черпали вдохновение в самолётах. Одной из муз стал истребитель F-22: автомобиль напоминает знаменитый самолёт не только угловатым кузовом с матово-серой краской, но и панелью приборов, которая вполне сгодилась бы и для настоящего истребителя.
Щиток Reventon представляет собой TFT-дисплей с двумя режимами работы. Первый, можно сказать, классический: шкалы спидометра и тахометра представлены в виде дуг, которые, по мере роста скорости и оборотов, заполняются цветом. Второй вариант гораздо интереснее. В нём спидометр — некое подобие прицела боевого самолёта, а тахометр — экран боевого арсенала. Помимо них, в центре приборной панели располагается экран перегрузок. Кажется, в Ревентоне на нём можно увидеть интересные значения.
Lexus LFA
Японский суперкар LFA запомнился не только сумасшедшей ценой и яростной песней атмосферного двигателя V10, но и необычной приборной панелью. Подобное решение даже сейчас встречается крайне редко.
И речь не о виртуальном тахометре: такого сегодня пруд пруди. Дело в том, что приборка Lexus LFA умеет двигаться механически. В зависимости от выбранного режима езды, кольцо, в котором располагается тахометр, занимало разное положение на приборном щитке. Сделано это, по словам японцев, для максимально комфортного считывания информации. Кстати, тахометр у Lexus LFA не аналоговый только из-за того, что механическая стрелка тахометра просто не поспевала бы за ростом оборотов мотора Yamaha. Грандиозный автомобиль.
McLaren 720S
Это наверное, единственная приборка, которая по своей механической части может поспорить с Lexus LFA. И хотя дела у McLaren в Формуле-1 сейчас идут ни шатко, ни валко, британцы не упускают возможность подчеркнуть связь своих дорожных машин с большими гонками.
Когда 720S находится в «дорожном» режиме, перед водителем располагается привычный для современных машин планшет с экраном. На него выводятся данные спидометра, тахометра, вспомогательных приборов — в общем, всё как у людей. Но стоит включить трековый режим, как планшет поворачивается торцом, оставляя водителю узкую полосу только с самой необходимой информацией: выбранной передачей, тахометром и крошечным спидометром. Почти, как в Формуле-1.
Koenigsegg CCXR
Подобную приборную панель можно встретить на Koenigsegg CCXR, CCXR Edition, CCXR Trevita и на других модификациях гиперкара. Эксцентричный производитель суперкаров из Швеции поступил максимально оригинально: установив в один циферблат три прибора (спидометр, тахометр и указатель давления наддува) со стрелками, выходящими из одной точки. Стиль!
Вероятно, такая конструкция негативно сказалась на информативности щитка, но в Koenigsegg сочли это решение достаточно оригинальным и удачным, чтобы перенести его и на модель Agera, пускай и в упрощённом, цифровом виде. Кстати, похожая панель приборов была и на редком Mercedes-Benz CLK DTM.
Koenigsegg Jesko
Ещё одна необычная приборка от Koenigsegg. На этот раз — от гиперкара Jesko. Модель, названная в честь отца Кристиана фон Кёнигсегга, имеет все шансы стать быстрейшим серийным суперкаром на планете: согласно компьютерному моделированию, его максимальная скорость превышает 500 км/ч! Но об этом мы поговорим в каком-нибудь другом материале.
А пока давайте внимательно посмотрим на прибору Jesko. Нет ничего необычного в том, что она закреплена на руле: подобное решение используется на большинстве гоночных машин. Но у Jesko есть то, чем остальные похвастаться не могут — гироскоп! Благодаря ему показания приборки всегда пребывают в читаемом положении. То есть находятся параллельно линии горизонта. Со всех сторон крутая машина!
Ferrari GTC4Lusso
В самой приборной панели Ferrari GTC4Lusso нет ничего примечательного: типичный для Ferrari здоровенный тахометр, пара экранов по бокам... классика. Но есть у модели одна интересная особенность. Дело в том, что своя приборная панель здесь есть и у переднего пассажира!
На узкий прямоугольный экран, который располагается аккурат между дефлекторами, пассажир может вывести те же данные, что видит водитель: скорость, обороты, текущий режим работы электроники и так далее. Сложно сказать, зачем нужно грузить пассажира подобной информацией. Вероятно, чтобы ему было удобнее снимать спидометр во время разгона.
Tesla Model 3/Y
Илон Маск вместе со своими быстрыми и смышлёными автомобилями готовят нас к будущему, в котором водители машинам не нужны. Всю работу по перемещению из пункта А в пункт Б возьмёт на себя электроника. А люди будут заниматься на борту своими делами.
Именно поэтому в Tesla Model 3, а также в новейшем кроссовере Model Y, приборная панель отсутствует как таковая. Точнее, ей выделен скромный уголок на огромном 15-дюймовом экране мультимедийки. Туда выводится текущая скорость, запас хода, заряд батареи и объекты, которые фиксируются многочисленными камерами Теслы. Вот такое оно, будущее....
Genesis GV80
Напоследок приборная панель, которая устанавливается на первый кроссовер Genesis — GV80. Она была разработана компанией Continental, которая многим известна в качестве производителя шин. Так вот: немецкий щиток корейского вседорожника отличается полноценным 3D-эффектом, который раньше был недоступен для цифровых приборок.
Используя технологию параллаксных барьеров, а также камеры, которые следят за положением взгляда водителя, приборка выстраивает изображение таким образом, чтобы для человека за рулём циферблаты и стрелки всегда были объёмными. Даже если водитель зачем-то смотрит на приборный щиток совсем сбоку. В Continental уверяют, что технология позволяет улучшить взаимодействие с автомобилем. В будущем компания планирует создать целую систему экранов для салона, которые будут объёмными с любой точки фокусировки. Прямо как в научно-фантастических фильмах.