Найти в Дзене
Андрей Макаров

Две звезды. Пара слов о втором браке А.Н. Толстого

Начало прогулки по улице Фрунзе здесь.

Мне нравится не просто переписывать из авторитетных источников интересную информацию, но также делать из нее собственные выводы, пусть даже ошибочные. Вот и теперь отмечу, что каждая жена Алексея Николаевича Толстого, хотела она того или нет, выполняла определенную миссию.

Толстой, воспитанный в семье, где главой была волевая женщина, на всех этапах развития своей личности нуждался в женской психологической поддержке. Природа не сумела создать для него универсальную жену на все времена, поэтому бедняге приходилось их менять. Первая, Юлия, помогла Алёше стать мужчиной, но ему было этого мало, он мечтал об искусстве, а Юлия не могла и не хотела его в этом поддерживать. И вот появилась вторая, Софья, которая помогла Толстому стать художником.

Софья Дымшиц-Толстая с Алексеем Толстым в Коктебеле в гостях у Максимилиана Волошина. 1909 г. Фото отсюда: https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post435422588/
Софья Дымшиц-Толстая с Алексеем Толстым в Коктебеле в гостях у Максимилиана Волошина. 1909 г. Фото отсюда: https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post435422588/

Вообще, что значит «стать художником»? Когда для литератора наступает это событие? Обычно оно не совпадает ни с первой публикацией, ни с приходом известности. Та же мать Толстого, малоизвестная писательница Александра Леонтьевна Бостром, редко печаталась, еще реже получала одобрительную критику (если вообще получала), но всю жизнь не бросала своего увлечения, потому что считала себя художником.

К сожалению, графоманы тоже считают себя художниками. В некотором смысле, графомания – это психологическая защита, нарциссический ответ, только, как ни странно, не на похвалы, а на отсутствие адекватной психологической поддержки. В вакууме у некоторых людей самооценка раздувается до невероятных размеров.

Когда человек воспитан на достойных образцах, талантлив, но достаточно критичен к себе, его вряд ли раздует без веских на то причин. Хорошо, если есть учитель, который скажет: «Мне больше нечему тебя учить, ты мастер». Если такого учителя нет, возможно, еще долго придется убеждать себя в том, что ты художник. И здесь многим художникам-мужчинам помогает присутствие музы – вдохновляющей и способной оценить его свершения.

Софья Дымшиц-Толстая. Фото отсюда: https://coollib.com/i/98/273298/i_005.jpg
Софья Дымшиц-Толстая. Фото отсюда: https://coollib.com/i/98/273298/i_005.jpg

Первая книга стихов Алексея Николаевича Толстого (да, публиковаться он начал как поэт), изданная им в 1907 году за свой счет тиражом 500 экземпляров, имела посвящение: «Тебе, моя жемчужина». Толстой имел в виду Софью Исааковну Дымшиц – начинающую художницу, которую встретил случайно в Дрездене в 1906 году и сразу почувствовал, что это судьба. Его убеждению не мешало и то, что он был женат на Юлии, а Софья была замужем за философом и математиком Исааком Самуиловичем Розенфельдом, хотя фактически с ним уже рассталась.

Толстой был настойчив, и с 1907 года они живут вместе. В 1910 году Алексей Николаевич развелся с Юлией, а Софья так и не смогла получить развод вплоть до 1914 года, когда ее отношения с Толстым прекратились. В 1911 году у них родилась дочь Марьяна, в будущем доктор химических наук, профессор Московского института стали и сплавов.

Как же Софья выполняла миссию по превращению инженера Толстого в художника? Для этого ей не пришлось ничего менять в своей жизни. Софья и Алексей постоянно были в эпицентре новейших явлений культурной жизни. Вместе с женой Алексей даже пытался учиться живописи, но их преподаватель Лев Бакст сказал Толстому: «Из вас кроме ремесленника ничего не получится. Художником вы не будете. Занимайтесь лучше литературой. А Софья Исааковна пусть учится живописи».

Так сузился круг творческих поисков Толстого, но и занятия живописью не были пустой тратой времени, возможно, отсюда его способность делать настолько выразительные описания персонажей и сцен, что они встают как наяву перед глазами читателя. Поэтому, кстати, книги Толстого хорошо переносят экранизацию.

В 1908-м Толстые едут во Францию, где Софья вводит Алексея в дом художницы Елизаветы Кругликовой, у которой собирается по четвергам весь русский Париж. Толстой знакомится с Бальмонтом, Брюсовым, Волошиным, Гумилевым. Его принимают в литературные круги, он печатается в журналах как поэт, но уже в 1909 году происходит его поворот к прозе.

К 1910 году он наконец находит свою тему, он пишет о вымирающем дворянстве, каким видел его в детстве в Самарской губернии и знал по рассказам родственников. Повесть и два рассказа вошли в его книгу «Заволжье», выход которой сделал его известным не только узкому кругу поэтов, как это было раньше, но и самой широкой публике. Горький пишет о нём: «В нашей литературе восходит новая сила, очень вероятно, что это будет первоклассный писатель, равный по таланту своему однофамильцу».

К 30 годам Толстой уже состоявшийся писатель. Он получает очень хорошие гонорары, семья не бедствует. Миссия Софьи Исааковны выполнена, Толстой ей больше не интересен. Да и Алексей Николаевич помышляет о более уравновешенной, комфортной жизни. Софья как-то не вписывается в эту картину. Но она его опередила. Весной 1914 года они поехали погостить в Крым к Волошину, и там между ними произошел окончательный разрыв. Софья уехала от Толстого в Париж, а покинутый граф остался в России.

Теперь надо бы напоследок в одном абзаце рассказать всю дальнейшую жизнь Софьи Исааковны Дымшиц-Толстой, но это задача абсолютно невыполнимая, поэтому ограничусь бессистемной свалкой из ее живописи и биографических сведений. Кстати, в Самарском художественном музее имеется одна из ее работ, поэтому рассказ о второй жене Толстого вполне уместен и с краеведческой точки зрения.

Натюрморт с зеркалом (Аквариум). 1911 г. Холст, масло. 100,5х97 см. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
Натюрморт с зеркалом (Аквариум). 1911 г. Холст, масло. 100,5х97 см. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.

Софья Исааковна целеустремленно продолжала творческие эксперименты.

Стеклянный рельеф. 1916 г. Стекло, масло. 39х44,2 см. Государственный Русский музей.
Стеклянный рельеф. 1916 г. Стекло, масло. 39х44,2 см. Государственный Русский музей.

Революция не напугала ее. И даже наоборот, дала ей то, чего не смог дать граф Толстой, - свободу от уз первого брака с Исааком Розенфельдом.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь. 1919-1921 гг. Стекло, масло. 53,2x40 см. Государственный Русский музей.
Пролетарии всех стран, соединяйтесь. 1919-1921 гг. Стекло, масло. 53,2x40 см. Государственный Русский музей.

В 1921 году Софья Исааковна вышла замуж за немецкого коммуниста Германа Пессати, бежавшего в Советский Союз после разгрома Баварской республики.

Композиция. Компас. 1922 г. Холст, песок, веревка, масло, краска алюминиевая. 69x53 см. Самарский художественный музей.
Композиция. Компас. 1922 г. Холст, песок, веревка, масло, краска алюминиевая. 69x53 см. Самарский художественный музей.

В 1922 году у них родился сын Александр.

Беспризорник. 1931 г.
Беспризорник. 1931 г.

В 1939 году Германа Пессати арестовали. Он умер после недолгого заключения в лагере.

Женщина-активистка. 1931 г.
Женщина-активистка. 1931 г.

Сын Александр погиб под Сталинградом в 1942 году.

Композиция. 1950-е гг. Холст, масло.
Композиция. 1950-е гг. Холст, масло.

После войны Софья Исааковна жила в ленинградской коммунальной квартире, в полном одиночестве и бедности. В 1950 году она написала мемуары, частично опубликованные в 1982 году.

Натюрморт с персиком и лимоном. 1958 г.
Натюрморт с персиком и лимоном. 1958 г.

30 августа 1963 года Софья Исааковна Дымшиц-Толстая умерла от аппендицита. Будучи моложе Алексея Николаевича Толстого на год с небольшим, она пережила его на 18 с половиной лет.

Спасибо, что дочитали!

Читать продолжение

Предыдущую часть читайте здесь.

Мне интересно узнать Ваше мнение о тексте. Если понравился, поставьте, пожалуйста, лайк. Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – кнопки находятся на полях слева от текста).

Также рекомендую заглянуть (а то и подписаться) на мой канал – там есть (и будет) еще много интересного, например, рассказ о том, где можно увидеть остатки Самарской крепости.

Ваш Андрей Макаров