Найти тему

Учимся считать деньги правильно! Как создать категории расходов?

Как я уже говорил – учет расходов – один из основных навыков, который нам необходимо освоить для повышения своей финансовой грамотности.

О том, как научиться считать расходы я уже писал тут. Один из советов был связан с объединением похожих трат в категории, о чем мы сейчас более подробно, как я и обещал, поговорим.

Вообще идея создания категорий расходов сама по себе очевидна и интуитивно понятна, но чтобы получить от этого максимум полезной информации следует учесть несколько хитростей.

Начнем мы с того, что определим, по каким критериям создавать эти самые категории.

1. Категория расходов должна быть важна для вас. То есть, если для вас не так важно, сколько вы тратите денег по-отдельности на товары для домашних животных и моющие средства для дома, то можно объединить все эти расходы в категорию «БЫТ». Также можно объединить траты на такси и общественный транспорт в одну категорию, если вы не собираетесь отдельно высчитывать затраты на такси с целью их понижения.

Не нужно создавать несколько десятков категорий и разделять то, что по отдельности не имеет для вас значения.

Как понять, важна категория для вас или нет? Задайте себе вопрос, хотите ли вы знать, сколько денег в месяц вы тратите на эту группу товаров. Обычно это важно, если вы планируете сократить такие расходы в будущем.

Например, если вы хотите знать, сколько вы тратите в месяц на кофе с собой, следует учитывать эти затраты отдельно. Если это для вас неактуально (затраты минимальны или вам вовсе плевать на это) то объедините это с категорией «ФАСТ-ФУД» или «ЕДА»

2. НЕ стоит создавать категории, затраты на которые у вас минимальны или нерегулярны.

Если вы покупаете 0-1 книгу в месяц на сумму около 1000 рублей, не стоит создавать отдельную категорию «КНИГИ». Объедините книги с чем-либо еще, например, с категорией «ДОСУГ» - если книги развлекательные, «ХОББИ» или «ОБРАЗОВАНИЕ» - если книги познавательные.

Вы создаете отдельные категории для тех затрат, которые проходят у вас регулярно и их сумма будет заметна в общем бюджете.

3. Создавайте категории не по видам магазинов, где вы что-то купили, а по назначению покупок.

Например, в спортивном магазине можно купить коньки («ДОСУГ») или кроссовки («ОДЕЖДА). В книжном магазине можно купить художественную литературу («ДОСУГ»), подарок другу («ПОДАРКИ»), учебник («ОБРАЗОВАНИЕ»). В супермаркете можно купить вообще почти все – от продуктов до бытовой техники.

Обращайте внимание на назначение покупки, а не на место, где она была сделана. В этом основной минус автоматического учета покупок с банковской карты – приложение классифицирует их именно по месту покупки.

Да, иногда придется повозиться с длинными чеками от супермаркетов – чего там только нет. Но это значительно повысит точность выбранных вами категорий.

4. Создавайте 8 – 12 категорий, не больше

Да, оптимальное количество категорий будет от 8 до 12. В меньшее количество сложно уложиться без потери качества результата, такая статистика будет слишком общей, хотя на первое время можно и упросить учет.

А вот большее количество категорий будет уже очень сложно учитывать. Да и такой подробный анализ в 99% случаев будет ни к чему. Нам важна лишь общая картина наших расходов.

О том, какие категории выбирать, я на основании личного опыта напишу далее…

Какие категории расходов у вас самые большие?

И не забывайте подписаться на канал! Впереди еще больше полезных и не очень статей, которые, несомненно, сделают вас лучше (но это не точно).