Топ 10 самых знаменитых заброшенных зданий со всего мира
1. Деловой центр «Зенит», Москва, Россия
Этот бизнес-центр должен был стать прожектором экономической перестройки в Советском Союзе. Действительно, для СССР эпохи позднего Горбачева это было что-то невиданное. Вместо массивных бетонных или кирпичных параллелепипедов, растаптывавших ранимую душу человека труда, в Москве начали строить нечто фантастическое. Синие стеклянные кристаллы (итальянский проект!), формирующие сложный неправильной формы объем, казались пришельцами из фантастических фильмов и в то же время были первенцем новой архитектурной эпохи. Офисные помещения, торговля, пятизвездочная гостиница, жилые апартаменты, роскошный ресторан на последнем этаже — казалось, вот он, долгожданный «рынок», за которым последует позабытое уже изобилие.
Потом что-то пошло не так. Для начала развалился Советский Союз, однако финансирование строительства, благодаря вовремя взятым Совмином СССР кредитам, продолжилось. К середине 1990-х объект был готов на 90%: полностью завершено возведение объема здания, смонтирована его инженерная инфраструктура, установлены лифты и эскалаторы, шла отделка некоторых внутренних помещений. Но в 1995 году итальянская компания, осуществлявшая работы, исчезла со стройки, оказавшись замешанной в коррупционных скандалах на родине. Сооружение делового центра, получившего название «Зенит», заморозили, и он превратился в самый известный долгострой Москвы. За прошедшие 20 лет природа и вандалы его не пощадили, но надежда сдать наконец «Синий зуб» в эксплуатацию остается. Возможно, даже в ближайшие годы.
2. Buffalo Central, Баффало, США
В 1929 году, на самом излете американской «золотой железнодорожной эпохи», в Баффало, втором по количеству населения городе штата Нью-Йорк, появилось новое величественное здание центрального вокзала. Эра великих рельсовых дворцов уже заканчивалась, зловещий призрак «личного автомобиля каждой семье» уже настойчиво маячил на горизонте, но железнодорожное будущее по инерции еще виделось светлым.
В год открытия вокзал станции Баффало-Центральный обслуживал до 200 пассажирских составов ежедневно. Последний поезд Lake Shore Limited ушел отсюда в направлении Чикаго в 1979 году — ровно спустя полвека после начала работы огромного терминала. Великий рельсовый погром состоялся. Офисную башню высотой 83 метра пытались приспособить под новые функции, но из идеи открыть здесь отель и жилой комплекс ничего не получилось. Начался период стремительного упадка грандиозного комплекса. Сейчас он по-прежнему не используется, но проекты его реконструкции появляются регулярно. Пока безрезультатно.
3. Steglitzer Kreisel, Берлин, Германия
Этой башне не везло с самого начала. Затяжное строительство, растянувшееся на 12 лет, закончилось лишь к 1980 году, после чего внезапно выяснилось, что здание никому не нужно. Берлинский горисполком, который был его владельцем, так и не смог найти для него коммерческих арендаторов, и в конце концов сюда въехали различные службы администрации Штеглиц-Целендорфа — шестого административного округа Берлина. «Зенит» в Москве погубила коррупция, вокзал в Баффало — расцвет автомобилей и реактивных самолетов. 30-этажную административную высотку Steglitzer Kreisel приговорил «невидимый убийца».
Еще в 1990 году стало известно, что в строительных материалах, использованных при возведении небоскреба, в повышенном количестве содержался асбест, пыль которого является канцерогеном. В течение следующих полутора десятилетий асбестовая истерия в Западной Европе постепенно нарастала. В конце концов послевоенные здания, зараженные веществом, вызывающим рак, стали массово закрываться на реабилитацию. В каких-то случаях процесс заканчивался сносом объекта, в других — сооружения удавалось сохранить после масштабной реконструкции. В отношении Steglitzer Kreisel, покинутом людьми в 2007-м, оптимальный сценарий еще не выбран. По мнению некоторых экспертов, из-за конструкционных особенностей башни жизнь после асбеста для нее проблематична.