Найти тему

История трансформеров. Часть 1: американские 80ые

Зайдя в любой магазин игрушек вы сразу же обнаружите тематический стенд какой-нибудь Marvel. Фильмы про Человека-Паука и Мстителей имеют огромные кассовые сборы, почему бы не увеличить доход, продавая экшн-фигурки любимых многими супергероев? Такой подход к бизнесу вполне себе логичен, а потому никого не удивляет.

В том же той-маркете вы, конечно же, легко найдете полку с трансформерами. Тем интереснее, что в отличие продукции, сопровождающей, например, Star Wars, во вселенной роботов, превращающихся в автомобили и самолеты, первичны были именно игрушки. А все те многочисленные мультсериалы были сняты как раз-таки для рекламы пластиковой продукции.

Начало

Ноги трансформеров берут начало в 1980ых годах и растут из двух серий игрушек японской компании Takara: MicroChange и DiaClone. И те, и другие представляли собой различных роботов, трансформирующиеся в то, что нас окружает. Отличался лишь масштаб: в то время как MicroChange'вские трансформеры превращались в аудиокассеты, фотокамеры и пистолеты (привет, Мегатрон!), DiaClone'овские не гнушались трансформацией в машины, притом их альт-моды представляли собой реальные образцы автопрома той эпохи, даже неплохо детализированные.

Обратите внимание на достаточно копийную альт-форму Санстрикера - Lamborghini Countach
Обратите внимание на достаточно копийную альт-форму Санстрикера - Lamborghini Countach

Takara уже предпринимала робкие попытки выйти на американский рынок c линиями игрушек Diakron и Kronoform. Купить прадедушек трансформеров можно было и в Финляндии с Италией, в последней они продавались под названием GiG's Trasformer.

Так или иначе, американская компания-производитель игрушек Hasbro решила импортировать роботов-diaclone на родной североамериканский рынок. Ребята подошли талантливо и с размахом, поставив хорошую идею во главу угла. Она заключалась вот в чём: нужно внушить потребителю(т.е. ребенку), что перед ним - не какой-то кусок пластика, а живой персонаж. Упаковки с трансформерами представляли из себя не просто яркие блистеры - они были снабжены биографиями, в которых рассказывалось, что за робот перед нами и какими принципами он руководствуется(добра - автоботов, или зла - десептиконов).

В довершение ко всему был запущен сериал и линейка комиксов. Оба продукта получили название the Transformers и имели успех. Что интересно, в том же 1984 на американском телевидении практически в одно время с "Трансформерами" транслировался мультсериал the Challenge of GoBots ("Война Гоботов" в нашей адаптации), выпущенный компанией Hanna-Barbera. В нём рассказывалась похожая история о роботах, превращающихся в различную технику, и разделенных на два лагеря - плохих Ренегатов и хороших Стражей.

Многие предрекали "Трансформерам" проигрыш "Гоботам" в прямом столкновении франшиз. В пользу последних работал факт простых, а значит, более доступных игрушек. Однако вышло с точностью да наоборот: проработанные характеры и вселенная вкупе с высоко детализированными альт-модами уложили неказистых гоботов на лопатки.

Пожалуй, кроме кучки так называемых олдфагов, про гоботов сейчас вспомнить-то и некому
Пожалуй, кроме кучки так называемых олдфагов, про гоботов сейчас вспомнить-то и некому

Каковы же компоненты успеха мультсериала the Transformers? Во-первых, это персонажи. Конечно, это не произведение Достоевского, и какой-то эволюции характеров здесь не сыскать. Однако рыцарь без страха и упрека Оптимус Прайм, коварный и беспощадный Мегатрон, истеричный Старскрим, увалень Гримлок и многие другие влюбляли в себя сразу, а благодаря своей харизме запоминались.

Во-вторых, несмотря на то, что в дела великой войны автоботов и десептиконов нас посвящают буквально с первых секунд пилотной серии, детали войны - как она началась, что было до неё, откуда взялись сами противоборствующие фракции - это мы узнавали лишь постепенно.

Русский слоган из экранизации Майкла Бэя "Наш мир. Их война" наиболее точно описывает первый сезон the Transformers - автоботы и десептиконы активно мешают интересам друг друга. Это не очень масштабное действо, но непримиримость двух противоборствующих сторон здесь налицо.

Иногда проскакивающие гэги из сезона первого плавно перетекли в сезон второй, поменяв курс сериала в комедийную сторону. Само противостояние роботов отошло на второй план, превратив войну инопланетных машин для убийства в нечто отдаленно напоминающее стычки Тома и Джерри.

-4

Отсняв около сорока с лишним эпизодов для второго сезона, Hasbro понимали, что бесконечно удержать внимание публики не удастся, и в 1986 году на широкие экраны американских кинотеатров вышел полнометражный Transformers: The Movie. Сценарий для него писался ещё во время производства первого сезона, поэтому не удивляйтесь отсутствию Брутикуса, Менасора, Пауэрглайда, Уорпата и прочих в The Movie.

Полнометражка была создана для того, чтобы проложить мостик между вторым сезоном the Transformers и грядущим третьим, представить нам новых персонажей в лице Хот-Рода, Ультра Магнуса, Капа, Гальватрона, Циклонуса и других, а также разъяснить дальнейшую судьбу старых знакомых.

Если действо первого и второго сезона the Transformers разворачивалось где-то в 1980ых, то продолжающий мультсериал Movie неожиданно перемещается в будущее, 2005 год. Тон повествования снова меняется, на этот раз перед нами настоящая война. Например, в одной из первых сцен десептиконы нападают на шаттл автоботов - последние погибают в полном составе, а последующий штурм плохими роботам земной базы роботов хороших лично мне напоминает одновременно и высадку на Омаха-Бич и штурм Грозного.

При первом просмотре, конечно, это произвело на автора статьи неизгладимое впечатление, особенно на контрасте с тем, что я видел раньше [в контексте этой вселенной]. И, судя по всему, не на него одного: Movie, наверное, наиболее часто цитируемое произведение франшизы - проще перечислить, какие мультсериалы/фильмы/игры про трансформеров не делали отсылки на полнометражку 1986 года.

-5

Так или иначе, зрителей ждал 3ий сезон the Transformers. Чем он удивил? Конечно же, очередной сменой курса: действие всё же происходит в будущем, автоботы помогли человечеству освоить межпланетные перелеты. Всё начало напоминать космо-оперу. Дабы соответствовать жанру, количество основных персонажей тоже уменьшилось и всё крутилось, как правило, вокруг персонажей, представленных в Movie, а большинство старых знакомых из первых двух сезонов получили роль глупой массовки.

The Transformers понесло куда-то в сторону совсем психоделических сюжетов, вспомнить хотя бы серию про "перевоспитание" Гальватрона. Цветасто-уродливые пришельцы со всевозможных планет и какой-то совсем уж гротескный русский дубляж иной раз способствуют тому, что зритель перестает понимать нить повествования вообще.

Есть здесь и вполне себе серьезные серии, сразу вспоминается жутковатая "Пробуждение во тьме" с ожившим трупом Оптимуса Прайма, и по-русски экзистенциальная "Самая тяжкая ноша". В общем, сериал лавировал как мог, однако многочисленные ошибки аниматоров (фанаты вспомнят ужаснейший в этом плане эпизод "Схватка на Си-Минор") и общее падающее качество рисовки как бы намекают - деньги заканчиваются. Да и сами трансформеры банально уже надоели детям к 1987 году.

-6

Создатели взялись за свои последние финансовые активы и выкатили ещё один сезон, четвертый, с подзаголовком the Rebirth. Ресурсов хватило лишь на три серии. Удивить зрителей не получилось: снова десептиконы хотят захватить/уничтожить всё/всех, а автоботы им мешают. Хедмастеры - роботы, превращающиеся в голову ещё более большего робота, и таргетмастеры - трансформеры, обращающиеся в чье-то оружие, погоды не делают.

Тем временем комиксы чувствовали себя вполне так неплохо - в американской ветке вышло 80 выпусков, в британской - около 200! Все они находились в отдельной вселенной, лишь отдаленно напоминая истории, рассказанные в мультсериале. Кардинально отличалось происхождение трансформеров - в сериале их создала раса квинтессонов в качестве своих слуг (ближайший аналог - кварианцы и геты в Mass Effect), в комиксе же первый трансформер Праймус обратился планетой Кибертрон, дав начало новой жизни.

Написав множество сюжетов и перенеся их в комиксы, мультсериал и даже на широкий экран, создателей настиг кризис интересных идей, а западный потребитель автоботами и десептиконами банально пресытился. Тем временем японцы, чьи игрушки и дали старт франшизе Hasbro только-только отсмотрели три сезона G1(Generation One/Первое Поколение - именно так называют мультсериал the Transformers сейчас). Четвертый сезон-обрубок не удовлетворял спрос восточного зрителя, а потому в Стране Восходящего Солнца начали снимать свои мультсериалы про трансформеров. Шел 1987 год.

О том, что из этого вышло, я расскажу в следующей серии.