Здравствуй дорогой друг.
Подводный мир скрывает множество затонувший подлодок и кораблей, но, что скрывают затонувший суда?
Поисковые команды ежегодно находят в водах мирового океана множество судов. Все они в какой-то мере уникальны по своему, но обнаруженный корабль российскими дайверами клуба «Нептун», сильно выделяется на фоне множества обнаруженных судов, так как в его трюме были обнаружены уникальные предметы культурного наследия.
Найденным судном оказался затонувший в Крыму более 100 лет назад товаро-пассажирский колесный пароход «Генерал Коцебу». Пароход выделяет на фоне множества аналогичных судов российского флота, не своими размерами, а убранством и роскошью. Был первым пароходом, который должен был открыть «дверь» в воды Суэцкого канала.
«Генерал Коцебу» был построен в 1866г. на верфи «C. Mitchell & С°» по заказу (РОПиТ) в Ньюкасл-апон-Тайне. Длина парохода 70.1м., ширина 8.5м., экипаж состоял из 32 человек включая капитана, водоизмещение 1250 тонн.
На пути следования к каналу на нем находился известный живописец Иван Константинович Айвазовский, которому было поручено увековечить на своих полотнах первый проход по Суэцкому каналу. Но, этому не суждено было сбыться, так как пароход столкнулся с транспортным кораблем «Пендераклия» принадлежащий, Черноморскому флоту. Потерпел крушение и пошел ко дну недалеко от мыса Тарханкут на западе Крымского полуострова 16.04.1895г. Примечательно, что это не первое столкновение парохода, в 1893 году он столкнулся с пароходом «Князь Потёмкин» в Днепро-Бугском лимане, но был отремонтирован в Севастополе.
Хоть пароход и обнаружили больше 10 лет назад на глубине более 44 м., но к его тщательному обследованию приступили несколько лет назад. В момент очередной экспедиции дайверы «Нептун» на стене одного из залов под слоем ила обнаружили картины предположительно руки Айвазовского.
Хотя их авторство пока не подтвердили на 100%, но у историков и сотрудников музея Айвазовского в Феодосии в этом нет сомнения, так как именно он рисовал пароход и другие корабли на пути следования. Кроме того у него была мания дарить свои картины и наброски команде.
Как пояснил глава клуба «Нептун» Роман Дунаев, - «"Генерал Коцебу» лежит на 40 метровой глубине в 12 милях от мыса Тарханкут. От картин мало что осталось, но в углах рам видны фрагменты. Необходимо провести сложную операцию по подъему, сначала их нужно отчистить от толстого слоя ила, и затем вынести», «Мы, не уверены, сможем ли мы их спасти, и не утратить навечно».
Команда уже подала прошение на продолжение экспедиции, так как после прошлогоднего погружения команда заметила следы вандализма. В носовой части были обнаружены прямоугольные вырезы сварной. Это сделали не обычные люди, а профессионалы, и произошло это не один или два года назад, а уже давно. Поэтому на погружение к пароходу сейчас наложен запрет.
Многие эксперты предполагают, что картины могли и сохраниться под толстым слоем ила, так как он является природным консервантом. Так же считает и художник Никас Сафронов, который готов восстановить картины в случае их успешного подъема.
Но, не только картины представляют большой интерес у драйверов. Многих привлекает роскошный интерьер парохода, оставшаяся посуда, канделябры и многое другое. Все это можно поднять восстановить и передать в музеи.
Дайверы надеются получить разрешение и уже этим летом продолжить своё исследование.
С вами был канал «Подводный мир». До скорых встреч.
Если понравилась статья, палец вверх, поделись с друзьями. Подписывайтесь на канал, впереди много еще интересного.