Все мы помним, как дурачок упал в грязь лицом и этим рассмешил капризную царевну, а там и женился на ней, да еще пол-царства в придачу получил…
Эта сказка проста лишь на первый взгляд. Ей посвящена целая книга исследователя сказок В.Я. Проппа. Правда, прочитав ее, я немного разочаровалась. Совсем не то я ожидала – основной вывод был традиционным: царевна – воплощение плодородия, причем плодородия земледельческого. И это меня смутило. Поясню: в сказке ни слова о растениях, умирающей природе, засухе и тому подобных явлениях.
Естественно, сказочный язык совсем не такой, каким, например, описывают мироустройство греческие мифы. В сказках история «сжата» куда более сильно, выброшена «за борт» лишняя словесная шелуха… А так как для меня белых пятен в этой сказке слишком много, пришлось самостоятельно взяться за подробное исследование.
Между прочим, сказок, где царевна не смеется, на самом деле, довольно много. В основном, варьируется четыре сюжета с одними и теми же главными героями: дурак, царевна/принцесса и царь/король. Теперь посмотрим вариации сюжетов:
1. Дурак за три года зарабатывает 3 монетки, которые раздаривает животным, а когда идет мимо дворца и падает в грязь, зверушки вытирают его лицо, отряхивают одежду… Это очень смешит царевну.
2. Дурак помогает встречному, а тот дает ему чудесную птицу, к которой прилипают все подряд, но нашего героя это нисколько не смущает, он идет себе по своим делам. Видя процессию из слипшихся людей, принцесса начинает смеяться.
3. Дурак получает волшебную дудочку, под которую пляшут свинки. Царевна очень хочет заполучить их и готова на все. Этот мотив «привязывает» к сказке о Несмеяне В.Я. Пропп. Но, в таком случае, сюда же относится и сказка о пастухе зайцев. Так же, с помощью дудочки, пастух управляет королевскими зайцами и, в конце концов, становится мужем принцессы.
4. Дурак ловит волшебную рыбу, исполняющую желания. Принцесса, видя дурака, хохочет над ним, а он желает, чтобы она забеременела. Младенец из всех претендентов в отцы выделяет дурака, которого в последствие женят на принцессе.
Давайте разберемся, почему счастья достигает дурак, а не наследный царевич-королевич, как в других сказках. Исследователи фольклора образ Иванушки-дурачка называют словом «трикстер», то есть, «шутник» ( тот, от кого неизвестно, чего ожидать), и связывают с посреднической ролью между нижним и верхним мирами. Проще говоря, трикстер может быть и плохим, и хорошим. Но, вообще-то, наш дурачок вовсе и не трикстер никакой, так как поступки его продиктованы только хорошими побуждениями: в большинстве сказок с перечисленными выше сюжетами подчеркивается, что юноше приходится голодать. И кому, как не ему знать, каково это. Поэтому он не жалеет заработанных монеток, делится со встречным старичком своей краюшкой хлеба, отпускает в воду пойманную рыбу… Собственно, поэтому окружающие и считают его непрактичность дуростью.
И что же он получает за свою щедрость? А это истинная щедрость – отдать последнее. Он получает бесценный дар владеть всеми животными, вести за собой, подчинять себе. Под волшебную дудочку пляшут свинки или зайцы, лесные зверушки приходят на помощь… Особняком, как кажется на первый взгляд, стоит мотив прилипших людей. Например, Локи, смешивший богиню Скади, тоже сначала «влип в историю» - он приклеился к палке, которой бил орла, склевавшего всю еду. Локи – типичный трикстер, остался голоден, а орел поел и взмыл вверх с Локи, крепко держащимся за палку… Прилипают в сказках и мифах люди, проявившие свою жадность или совершившие грех прелюбодеяния (что тоже, своего рода, жадность, только иного плана). Таким образом, наш дурачок – тот, кто проявил щедрость, и поэтому он имеет власть над теми, кто старается только для себя. По сути, уже на этом этапе сказки становится понятно, что он имеет задатки «правильного» правителя – того, кто интересы других ставит превыше своих, а так же может разделить свой «кусок хлеба» с нуждающимися.
Принцесса начинает смеяться, так как, наконец, явился достойный претендент. Пропп утверждает в своем исследовании, что вместе со смехом принцессы пробуждаются плодородные силы земли. Смех – символ возрождения к новой жизни.
А почему же она до того все время плакала? В древних мифах богини плачут от потери (смерти) – Исида потеряла супруга Осириса, бога плодородия, Деметра – сама богиня плодородия, - потеряла дочь Персефону, Скади потеряла своего отца Тьяцци (того самого орла, к которому приклеился Локи). Между прочим, в сказках типа «Финист Ясен Сокол» и «Царь-девица» есть мотив, когда царевна плачет над спящим «беспробудным сном» мужем. И только «горючая слеза» может его пробудить к жизни.
Но наша-то Несмеяна никого не теряла! По крайней мере, ни в одном варианте о чем-то подобном не говорится. Но есть еще один вариант плача, зафиксированный не в мифах, а в обрядах. Это причитания в связи с «прощанием с девичьей красой». Переход из дома отца в дом мужа, переход из статуса девушки в статус жены связан с представлением о «смерти» для прежнего окружения невесты и «рождении» для новой родни.
Теперь хочу вернуться к животным, которые пляшут под дудочку жениха. О том, что свинки связаны с магией плодородия, написал все тот же В.Я. Пропп. Зайцы (и кролики) в представлениях европейских народов (и русских тоже) являются наиболее плодовитыми. В некоторых русских губерниях на свадьбу делали деревце украшенное зайчиками, так же зайцем называли юношу в центре девичьего хоровода, выбирающего ту, которой подарит венок…
Так что плакала Несмеяна вовсе не от того, что было ей ужасно грустно. Её слезы - символ перехода из статуса девочки в статус невесты. Пора было замуж выходить, а вокруг никого достойного не наблюдалось. А так как она, все-таки, царская дочь, будущая царица, то непосредственно от нее и ее будущего супруга зависело благополучие (и, да, плодородие тоже) всего населения их государства. А вот «дурак» - оказывается самым подходящим женихом, так как, в отличие от других, щедр и заботлив.
Спасибо, что дочитали!
Наталия Трясцина.