Найти тему

Карантин - удобное средство стать домашней Церковью

Мы с вами и оказались в вынужденной изоляции друг от друга. Такое положение для каждого из нас представляется непростым, ибо человек существо общественное, а значит, ему тяжело без общения. 
Жизнь счастливая по своему определению – это жизнь в обществе, это ощущение со-причастности (Богу, человеку, окружающему миру). Лишение такого причастия делает человека одиноким, а потому и несчастным. 
Но надо иметь в виду, что не всякое причастие – источник счастья. Причастие греху, диаволу или какой-нибудь заразе (как нынешний вирус, например) приносит вместо счастливой жизни мучительную смерть. 
Следовательно, кто хочет быть счастливым должен от всего такого удаляться, изолировать себя и своих близких. Желая нам блага, св. Церковь к этому и зовет нас всегда. Не исключение и нынешняя ситуация. Сегодня Церковь в лице благоразумных пастырей рекомендует прислушаться к призывам врачей и властей беречься от болезненной заразы, поражающей тело. 
И не слушайте тех, которые говорят, что эта зараза не опасна для здоровья в то время, когда люди от нее ежедневно умирают тысячами. В этом отношении актуальными будут слова Апостола, призывающие удаляться от имеющих только вид благочестия, силы же его отрекшихся, и учащих, что вера в Бога сама по себе сообщает неуязвимость для болезнетворных вирусов (2Тим. 3;5). 
Прошу вас, удаляйтесь как от пустых споров, так и от таких людей поврежденного ума, которые думают, будто храмовое благочестие должно служить для прибытка и призывающих продолжать литургические собрания, не обращая внимания на обстоятельства (1Тим. 6;5).
Да, Церковь – это собрание людей вокруг Христа. Но ведь собраться так можно и в домашних условиях. Пусть это более трудная задача, но не невыполнимая. 
Те, кто воспринимает жизнь как игру греховных страстей, относится к карантину как к виду той же игры по действию все тех же страстей, в которой лишь несколько изменились правила и уменьшилась территория свободы для самоволия. 
Но те, кто воспринимает жизнь как борьбу с грехом за право быть с Богом, должны с радостью принять нынешний вынужденный карантин как форму затвора или вариант монастыря, целью которого является все тоже служение Богу. 
Как такое богослужение совершается в монастыре, во всех подробностях расписали в своих книгах создавшие их и жившие в них монахи. 
Что они делали? 
•	изучали заповеди Божии, 
•	размышляли над ними и смыслом человеческой жизни, 
•	молились Богу по разным нуждам и поводам, 
•	совместно или по одному пели псалмы и песни духовные, 
•	трудились для своих и чужих нужд телесных.
По сути каждый христианин должен делать тоже самое.
1. Исполнять тот нравственный закон (Божий Закон), который заложен в каждом человеке и благодаря которому все знают через свою совесть, что и как нужно делать по отношению к Богу и тем людям, которые находятся рядом. Общим здесь является одно правило: делай, что хочешь и как хочешь, только делай это по любви и ради любви.
2. Исполнять обязанности домашние (семейные), гражданские и церковные
а) Домашние (семейные) обязанности у каждого свои и все их знают. Тут говорить особого нечего.
б) Гражданские обязанности тоже известны и у каждого свои: кто-то идет на работу по необходимости общественной, а кто-то исполняет их, находясь в домашней самоизоляции, заботясь о том, чтобы не заразить себя и других, исполняя через это главный евангельский долг любви.
г) Что касается церковных обязанностей, то к ним относятся такие, исполнение которых составляет внешний признак и условие принадлежности Церкви. 
Среди этих обязанностей самыми важными являются:
•	изучение веры через чтение Свящ. Писания и поучений церковных, 
•	аскетические упражнения (в виде поста, бдения, борьбы со страстями), 
•	доброделание и покаяние в недостаточности этого делания 
•	и молитва к Богу, как частная, так и общественная. 
Исполнение этих основных заповедей свидетельствует о мере церковности христианина. 
Можно ли эти обязанности выполнять вне храма, т.е. в той ситуации, в которой мы все оказались? 
Конечно, но при условии, если вы дом, в котором сами живете сделаете и Божиим жилищем. 
Такое положение должно быть повседневной нормой, когда Святая, Единая, Соборная Церковь делиться на Малые Церкви в виде приходов и монастырей, а те в свою очередь разделяются и на Церкви Домашние. 
Сейчас как раз то время, когда мы перешли на режим, в котором роль Домашних Церквей выходит на первый план. Сейчас все мы должны дома самостоятельно делать то же, что делали до этого в храмах: 
•	изучать веру через проповеди и чтение Писаний, 
•	делать добро и каяться во грехах перед Богом и друг другом, 
•	совершать по часам вечерню, утреню и другие службы суточного круга, 
•	и даже самостоятельно причащаться, если время изоляции окажется затяжным.
Итак, по подобию того, как школы перешли на домашнее обучение, и труд во благо общества также переместился в дома, давайте и мы будем учиться любви, вере, смирению, заниматься чтением, наставлением и молением так, чтобы наш успех во всем этом для всех стал очевиден, ибо, так поступая, и себя спасем и тех, кто будем рядом с нами не только от заразы телесной, но и от заразы духовной, которая есть грех (1Тим.4: 12-16). Господь и Бог наш Иисус Христос, да будем нам в этом помощник!
Мы с вами и оказались в вынужденной изоляции друг от друга. Такое положение для каждого из нас представляется непростым, ибо человек существо общественное, а значит, ему тяжело без общения. Жизнь счастливая по своему определению – это жизнь в обществе, это ощущение со-причастности (Богу, человеку, окружающему миру). Лишение такого причастия делает человека одиноким, а потому и несчастным. Но надо иметь в виду, что не всякое причастие – источник счастья. Причастие греху, диаволу или какой-нибудь заразе (как нынешний вирус, например) приносит вместо счастливой жизни мучительную смерть. Следовательно, кто хочет быть счастливым должен от всего такого удаляться, изолировать себя и своих близких. Желая нам блага, св. Церковь к этому и зовет нас всегда. Не исключение и нынешняя ситуация. Сегодня Церковь в лице благоразумных пастырей рекомендует прислушаться к призывам врачей и властей беречься от болезненной заразы, поражающей тело. И не слушайте тех, которые говорят, что эта зараза не опасна для здоровья в то время, когда люди от нее ежедневно умирают тысячами. В этом отношении актуальными будут слова Апостола, призывающие удаляться от имеющих только вид благочестия, силы же его отрекшихся, и учащих, что вера в Бога сама по себе сообщает неуязвимость для болезнетворных вирусов (2Тим. 3;5). Прошу вас, удаляйтесь как от пустых споров, так и от таких людей поврежденного ума, которые думают, будто храмовое благочестие должно служить для прибытка и призывающих продолжать литургические собрания, не обращая внимания на обстоятельства (1Тим. 6;5). Да, Церковь – это собрание людей вокруг Христа. Но ведь собраться так можно и в домашних условиях. Пусть это более трудная задача, но не невыполнимая. Те, кто воспринимает жизнь как игру греховных страстей, относится к карантину как к виду той же игры по действию все тех же страстей, в которой лишь несколько изменились правила и уменьшилась территория свободы для самоволия. Но те, кто воспринимает жизнь как борьбу с грехом за право быть с Богом, должны с радостью принять нынешний вынужденный карантин как форму затвора или вариант монастыря, целью которого является все тоже служение Богу. Как такое богослужение совершается в монастыре, во всех подробностях расписали в своих книгах создавшие их и жившие в них монахи. Что они делали? • изучали заповеди Божии, • размышляли над ними и смыслом человеческой жизни, • молились Богу по разным нуждам и поводам, • совместно или по одному пели псалмы и песни духовные, • трудились для своих и чужих нужд телесных. По сути каждый христианин должен делать тоже самое. 1. Исполнять тот нравственный закон (Божий Закон), который заложен в каждом человеке и благодаря которому все знают через свою совесть, что и как нужно делать по отношению к Богу и тем людям, которые находятся рядом. Общим здесь является одно правило: делай, что хочешь и как хочешь, только делай это по любви и ради любви. 2. Исполнять обязанности домашние (семейные), гражданские и церковные а) Домашние (семейные) обязанности у каждого свои и все их знают. Тут говорить особого нечего. б) Гражданские обязанности тоже известны и у каждого свои: кто-то идет на работу по необходимости общественной, а кто-то исполняет их, находясь в домашней самоизоляции, заботясь о том, чтобы не заразить себя и других, исполняя через это главный евангельский долг любви. г) Что касается церковных обязанностей, то к ним относятся такие, исполнение которых составляет внешний признак и условие принадлежности Церкви. Среди этих обязанностей самыми важными являются: • изучение веры через чтение Свящ. Писания и поучений церковных, • аскетические упражнения (в виде поста, бдения, борьбы со страстями), • доброделание и покаяние в недостаточности этого делания • и молитва к Богу, как частная, так и общественная. Исполнение этих основных заповедей свидетельствует о мере церковности христианина. Можно ли эти обязанности выполнять вне храма, т.е. в той ситуации, в которой мы все оказались? Конечно, но при условии, если вы дом, в котором сами живете сделаете и Божиим жилищем. Такое положение должно быть повседневной нормой, когда Святая, Единая, Соборная Церковь делиться на Малые Церкви в виде приходов и монастырей, а те в свою очередь разделяются и на Церкви Домашние. Сейчас как раз то время, когда мы перешли на режим, в котором роль Домашних Церквей выходит на первый план. Сейчас все мы должны дома самостоятельно делать то же, что делали до этого в храмах: • изучать веру через проповеди и чтение Писаний, • делать добро и каяться во грехах перед Богом и друг другом, • совершать по часам вечерню, утреню и другие службы суточного круга, • и даже самостоятельно причащаться, если время изоляции окажется затяжным. Итак, по подобию того, как школы перешли на домашнее обучение, и труд во благо общества также переместился в дома, давайте и мы будем учиться любви, вере, смирению, заниматься чтением, наставлением и молением так, чтобы наш успех во всем этом для всех стал очевиден, ибо, так поступая, и себя спасем и тех, кто будем рядом с нами не только от заразы телесной, но и от заразы духовной, которая есть грех (1Тим.4: 12-16). Господь и Бог наш Иисус Христос, да будем нам в этом помощник!