Найти в Дзене
LookOut!

Эволюция страха в кино

Как нас заставляли зажмуриваться Кино - сфера искусства, развивающаяся вместе с нами. Вот уже более 100 лет пытливые умы ищут чем бы удивить, а в нашем случае - напугать зрителей-современников. И находят! Конечно, инструменты воздействия на аудиторию того времени сейчас вряд ли вызовут у нас что-то кроме усмешки. Например, один из первых фильмов в истории кино "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота" братьев Люмьер непроизвольно вводил зрителей в состояние паники, вызывая серию обмороков. Увидеть двигающийся на тебя состав на неподвижном белом полотне было поистине шокирующе. Несколько десятилетий неискушенной публике требовалось не так много, чтобы сердце начинало биться чаще. В основу этого жанра, как правило, был заложен главный герой с единственной мотивацией - сеять зло вокруг. Эффект многократно усиливался кукольным гримом по принципу "чем уродливее - тем лучше". Однако, к середине ХХ века обыватель попривык к этим штампам. Возможно, свою роль сыграло обилие войн, выпавших на то в

Как нас заставляли зажмуриваться

Кино - сфера искусства, развивающаяся вместе с нами. Вот уже более 100 лет пытливые умы ищут чем бы удивить, а в нашем случае - напугать зрителей-современников. И находят!

Конечно, инструменты воздействия на аудиторию того времени сейчас вряд ли вызовут у нас что-то кроме усмешки. Например, один из первых фильмов в истории кино "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота" братьев Люмьер непроизвольно вводил зрителей в состояние паники, вызывая серию обмороков. Увидеть двигающийся на тебя состав на неподвижном белом полотне было поистине шокирующе.

К такому их жизнь не готовила...
К такому их жизнь не готовила...

Несколько десятилетий неискушенной публике требовалось не так много, чтобы сердце начинало биться чаще. В основу этого жанра, как правило, был заложен главный герой с единственной мотивацией - сеять зло вокруг. Эффект многократно усиливался кукольным гримом по принципу "чем уродливее - тем лучше".

Макс Шрек в образе Носферату, 1922 год.  Актёру была поставлена задача ни разу не моргнуть в кадре для достижения максимально пугающего эффекта.
Макс Шрек в образе Носферату, 1922 год. Актёру была поставлена задача ни разу не моргнуть в кадре для достижения максимально пугающего эффекта.

Однако, к середине ХХ века обыватель попривык к этим штампам. Возможно, свою роль сыграло обилие войн, выпавших на то время. В общем, маскарада уже было недостаточно.

Новой волной ужаса накрыли народ такие гуру кинематографа как Альфред Хичкок, Роман Полански и Джордж Ромеро. С помощью "размявшихся" декораторов, гримёров, костюмеров, операторов и композиторов они навсегда оставили след в истории, выжимая из зрителя все соки, оставляя его на трясущихся ногах в фойе кинотеатра.

Постеры к фильмам отца зомби-хоррора -  Джорджа Эндрю Ромеро.
Постеры к фильмам отца зомби-хоррора - Джорджа Эндрю Ромеро.

Более детально рассмотрев природу человеческого страха, создатели должным образом расставили акценты на психологии своих персонажей, обогатив сюжеты смысловой нагрузкой, хоть отдалённо вяжущейся с восприятием героя, как "одного из нас". Осознав, что картинка - это не главное, мы с радостью испугались новых веяний. "Птицы", "Психо", "Ночь живых мертвецов", "Ребёнок Розмари" и множество других великих фильмов были бурно встречены зрителями и критиками. Наступила непродолжительная эпоха нового направления кино. Её безудержное развитие породило столько разнообразных культовых персонажей, направлений жанра и оригинальных сюжетных линий, что угодить насытившейся аудитории стало непросто.

Вторым дыханием стало активное внедрение в кино компьютерных технологий, визуальных эффектов. Кровожадные акулы, инопланетные вторжения, оккультные, паранормальные явления, маньяки и психопаты всех сортов и расцветок получили новый блеск. Армия режиссёров, актёров , сценаристов, в рядах которой значились Стивен Спилберг, Джон Карпентер, сэр Уэс Крэйвен, Линда Блэр и Дуглас Брэдли прошлась по миру.

Стивен Спилберг и его "Челюсти"  несомненно внесли свою лепту в фобии американцев того времени.
Стивен Спилберг и его "Челюсти" несомненно внесли свою лепту в фобии американцев того времени.

Неуёмная эксплуатация различных стилей, сюжетов и технологий привела к ярко-красной каше, сваренной из этого жанра. Слэшеры, сплэттеры, ориентированные преимущественно на молодую аудиторию залили нас, вызывая всё больше скепсиса.

За последние 30 лет ситуация изменилась разве что с технической точки зрения. Единичными исключениями отметились образы Ганнибала Лектера, Джека Торранса, клоуна Пеннивайза, Джона Крамера, Чужого и др.

Доктора Лектера приучают к обычной еде.  Энтони Хопкинс и Джонатан Демме на съемках фильма "Молчание Ягнят"
Доктора Лектера приучают к обычной еде. Энтони Хопкинс и Джонатан Демме на съемках фильма "Молчание Ягнят"

Обилие ужасов, хорроров, кровавых сцен и неожиданных развязок до сих пор разбавляется с очень большим трудом. Очевидно, мы находимся на плато этого жанра. Возможно, то, что мы видим сейчас на экранах будет восприниматься нашими внуками, как тот самый прибывающий на вокзал поезд. Сложно представить, чем будут пугать ту молодёжь. Напрашивается масса шуток на эту тему, но о них, пожалуй, в другой раз.

-7

Если тебе понравилась эта статья, то тебе понравятся и остальные. Будем рады, если ты подпишешься на наш канал и расставишь лайки и дизлайки) Удачи и мира твоей душе!