Петька и Василий Иванович (также известна, как Петька и ВИЧ) - легендарная серия русских юмористических компьютерных игр в жанре графический point-and-click квест под издательством компании «Бука».
Игры серии изобилуют цитатами и отсылками к продуктам массовой культуры тех лет: кино, литературы, телевидения и так далее.
Русские квесты объединяет несколько факторов - абсурдный юмор, мультяшный визуальный стиль, и нелогичные головоломки. Именно за это, по всей видимости, русские квесты так любимы отечественными геймерами.
В далёком 1996 году, редакция электронного журнала SBG Magazine (первый российский игровой журнал на CD) размышляла о том, какой же он «идеальный квест» и какая компания могла бы его выпустить. Тут и родилась идея разработки собственного квеста. Сценаристом игры был Вячеслав Письменный, а главным художником - Олег Захаров.
Протагонистами стали герои всеми известных анекдотов - Василий Иванович Чапаев, его ординатор Петька и пулемётчица Анка. Стоит заметить, что игровые герои создавались не по реальным персонажам, не по книге Дмитрия Фурманова «Чапаев» и не по одноименному фильму. А именно, что по гуляющим в народе многочисленным уже почти забытым анекдотам про Василия Ивановича Чапаева и Петьку. Олег Захаров (напомню, главных художник) до начала работы над квестом разрабатывал комикс с различными сценками по этим персонажам, который и лёг в основу создания игры.
Петька и Василий Иванович Спасают Галактику (1998 г.)
Петька и Василий Иванович Спасают Галактику - первая и, пожалуй, лучшая игра серии. У студии SBG (сменившей своё название на S.K.I.F.) на разработку игры ушло два с половиной года — на год больше, чем планировалось изначально, и вышла она в начале ноября 1998 года. Из-за своей шикарной на тот момент графики, и довольно большого количества контента, игра вышла аж на 3-х компакт-дисках, что было в новинку, для российской игровой индустрии. После выхода игра сразу стала хитом на всём постсоветском пространстве
Сюжет абсурден донельзя: Давным-давно мимо Земли пролетал огромный космический корабль инопланетян, и по непонятной причине вышел из строя. Большинство инопланетян умерли, а выжили только те, что были в анабиотическом сне. Теперь он летает по орбите Земли, а мы зовем его - Луна. И вот много-много времени спустя произошла Октябрьская революция. Пьяные матросы штурмуя Зимний Дворец выстреливают из крейсера Аврора, и попадают прям в луну. Там что-то активируется, и инопланетяне просыпаются. Подумав, что на них нападают, инопланетяне решают захватить Землю. При разработке плана вторжения пришельцы обнаруживают важную стратегическую позицию - деревню Гадюкино. А накануне кто-то выкрал средь бела дня из штаба «красных» знамя полка. Василий Иванович вместе с Петькой решает пробраться на территорию белых, вернуть знамя и отомстить за поруганную честь дивизии.
Управление в игре представлено в виде классического point-and-click, разнообразных курсоров, с основными действиями «идти» и «посмотреть». Три оставшихся действия («поговорить», «взять» и «использовать») доступны из мини-меню, оформленного в виде Красногвардейской звезды, и открываются по клику правой кнопкой мыши. Там же есть и меню инвентаря в виде чемодана. Оно представляет собой содержимое чемодана, с ещё тремя опциями на крышке: карта Гадюкино (для быстрого перемещения по локациям), фотография Чапаева (применить Василия Ивановича на предмет, в том числе и в инвентаре) и флоппи-диск (настройки). Герои двигаются в нескольких заданных анимацией позах, при общении с некоторыми персонажами присутствует ветвящийся диалог (2 реплики и более).
Игра была в целом с теплотой принята игроками любого возраста, ведь тогда эти персонажи были нереально узнаваемы. Анекдоты в то время знали все, но сейчас, конечно, с приходом интернета они утеряли свою популярность. Игра разошлась огромнейшим на тот момент тиражом и то, что 2-ой части быть не сомневался никто.
В 2016 года на площадке Steam было выпущено переиздание первой игры, доработанное для современных версий операционной системы Windows и широкоформатных мониторов. В новой версии, помимо классической, была добавлена упрощённая курсорная система, а также переозвучены сами реплики главных героев и дорисованы локации для 16:9 мониторов.
Петька и Василий Иванович 2: Судный день (1999 г.)
Первая часть стала безумно успешной и была шикарно принята публикой, а значит Петька обречен на сиквел. Вторая часть - логическое продолжение первой, и в целом атмосфера и неплохой уровень шуток сохранились, но есть одна беда - крайне маленький хронометраж. Получилось так по той причине, что продолжение родилось путём разделения первой игры на две части.
Игра начинается с того, что герои просыпаются на Лонг-Айленде и вспоминают, что было после того, как они разобрались с инопланетянами и вернулись домой. Героям предстоит узнать, что происходит в катакомбах под деревней. В целях удаления из головы Чапаева «микрочипа». Персонажи проникают в катакомбы, находят машину времени и используют её для перемещения в 1969 г. в США. Там они знакомятся с двойниковыми версиями Фурманова, Анки, пионера Павлика, а также Билли и уличными рокерами (персонажи из 1-ой части).
Геймплейно и в интерфейсе игра абсолютно никак не изменилась. Была встречена чуть хуже чем первая часть из-за вышеупомянутого маленького хронометража.
В 2016 году было выпущено переиздание "Петька и Василий Иванович 2: Судный день. Перезагрузка" в Steam. Для современных версий операционной системы Windows и широкоформатных мониторов, также доступное с английскими субтитрами под названием Red Comrades: For the Great Justice. Reloaded.
Петька 3: Возвращение Аляски (2001 г.)
Третья часть потеряла своих создателей и перешла к другим разработчикам - «Сатурн-плюс». И это, конечно, не могло не повлиять почти на все аспекты новой игры. Начнём с названия, как вы могли заметить из него убрали Василия Ивановича, но в игре он всё так же главный герой на ровне с Петькой. Игра заимела новый движок, что повлекло за собой изменения в интерфейсе и в графике. Встретили её уже, как понятно хуже, но есть и те, кому изменения пришлись по вкусу, тут игроки разделились на 2 лагеря.
Напомним, что ещё со второй части герои находятся в США 70-х годов. За время пребывания там они успели создать рок-группу, которая пережила расцвет и падение. По непонятным причинам машина времени вновь перемещает их - на этот раз в Мексику 2001 года. Там они встречаются с агентом ФБР, который рассказывает, что вместе с героями переместилась и деревня Гадюкино, где разворачивались события первой части. А это уже серьёзная угроза для пространственно-временного континуума, способная повлечь за собой колоссальную катастрофу планетарного масштаба. А спасать Землю-матушку кроме как Петьке и Василию Ивановичу некому, - правительство США не хочет брать на себя такую ответственность. Почти все события будут разворачиваться на территории Штатов, начиная с города Ласт Вегаса.
В дальнейшем, новый движок будет использоваться во всех остальных «двухмерных» «Петьках». Главным отличием нового движка от предыдущего является монофункциональный курсор: игроку больше не нужно выбирать действия героев («ходить», «посмотреть», «поговорить», «взять», «использовать»), так как они уже предсказываются разными формами курсора.
В 2017 году, к столетию Октябрьской революции, компания «Бука» выпустила в магазине Steam переиздание игры с подзаголовком «Перезагрузка». Также доступна версия с английскими субтитрами под названием Red Comrades 3. Return of Alaska: Reloaded. Все оригинальные локации были дорисованы и адаптированы под современные компьютеры и мониторы, была добавлена поддержка геймпада и достижений Steam.
Вкратце про дальнейшие изменения в играх легендарной серии
Петька 4: День независимости (2003 г.)
Кроме небольших изменений в интерфейсе, в этой игре впервые появляются 3D-ролики. В целом, не сильно отличается от 3-ей части.
Петька 5: Конец игры (2004 г.)
По просьбам игроков, эту часть команда Сатурн-плюс пыталась приблизить к истокам, приведя героев в родную деревню Гадюкино, дав продолжительно поиграть за Анку (как в первых двух частях).
Разработчики сделали ряд странных изменений. Зачем-то изменили инвентарь, сделав его не посередине экрана, а в правой части (это, конечно, мелочь, но традицию ломает). Ещё, игроку стали чаще давать намёки на то, что же именно предстоит сделать, дабы не застрять, что сильно не понравилось фанатам. Это всё ещё хоть как-то можно объяснить, но по какой причине они сделали Петьку настолько тощим и просто уродливым понять невозможно, Почему-то теперь Петька без своей знаковой сигарки во рту.
Ранее предполагалось, что игра станет последней в серии, тем не менее, ни чёткого подтверждения, ни опровержения сами разработчики не дали. И уже через год вышло продолжение серии — «Петька 6: Новая реальность».
Петька 6: Новая реальность (2005 г.)
Игра «Петька 6» ознаменовала переход от двумерной компьютерной графики к трёхмерной. Впервые в серии все элементы игры выполнены в 3D. В техническом плане используется комбинация двумерной и трёхмерной графики: практически все персонажи и некоторые предметы на локациях отображаются как полноценные трёхмерные модели, в то время как фоны локаций, внутриигровые ролики и большинство предметов представляют собой отрендеренные в 2D-представлении 3D-изображения. Все следующие игры серии теперь будут в 3D стиле.
Петька 007: Золото Партии (2006 г.)
В сентябре 2006 года вышло продолжение серии, «Петька 007: Золото Партии». Графика и главные герои в новой игре почти не изменились по сравнению со своей предшественницей. Сиквел не связан общим непрерывным сюжетом с «Петькой 6».
Петька VIII: Покорение Рима (2007 г.)
Игровой процесс претерпел изменения по сравнению с предыдущей игрой серии. Локации больше не состоят из сцен, а во многих случаях представляют собой огромное единое трёхмерное пространство, по которому перемещаются персонажи. Для всех предметов на локациях активный курсор один и тот же. При клике на предмете в большинстве случаев возникает меню в правой части экрана, на котором находятся опции действий. Это же меню служит выбором диалогов при разговоре с персонажами.
Петька 9: Пролетарский гламурЪ (2009 г.)
Геймплей девятой части в целом не изменился с предыдущей игрой серии.
Это единственная игра в серии, в которой присутствуют три мини-игры (по каждой на героя).
На данный момент Петька 9 - заключительная игра легендарной серии.
На этом история легендарного русского квеста заканчивается. Олды игравшие в эти игры на месте?