22 апреля 1997 года после 126 дней в плену освобождены заложники, удерживаемые боевиками в резиденции японского посла, в столице Перу Лиме. В результате штурма и захвата здания 71 заложник спасён, один умер от сердечного приступа, двое военнослужащих и все 14 боевиков убиты.
А начиналось всё так: 17 декабря 1996 года посол Японии в Перу проводил большой приём по случаю 63-летия японского императора Акихито. Япония предвкушала установление тесных связей с Перу — ведь совсем недавно к власти в этой южноамериканской стране пришёл президент Альберто Фухимори — японец по происхождению. На торжественном приеме находилось около 500 человек, в том числе 40 дипломатов из 26 стран, а также высокопоставленные перуанские чиновники: министр иностранных дел, министр сельского хозяйства, председатель Верховного суда, брат президента Перу — Педро Фухимори. Сам перуанский лидер на приём опоздал всего на пятнадцать минут.
И вдруг звуки музыки сменили автоматная стрельба и взрывы. На территорию посольства ворвались около двух десятков вооруженных мужчин и женщин. Позднее, сотрудники перуанского Управления по борьбе с терроризмом, обнаружили подземный ход, прорытый из соседнего здания. В полуквартале был обнаружен дом, который арендовался террористами для подготовки акции. Там было собрано оружие, оттуда же на украденном микроавтобусе, перекрашенном под машину скорой помощи, часть террористов выехала на операцию. По данным, полученным при аресте одного из лидеров движения, ответственного за теракт, ещё одним объектом для нападения должно было стать здание перуанского Конгресса.
Боевики являлись членами перуанской экстремистской группировки «Революционное движение имени Тупака Амару». Это был самый крупный в мире захват такого числа высокопоставленных иностранных представителей, неприкосновенность которых гарантировалась международными актами.
Лидер террористов — Нестор Серпа Картолини, возглавивший группу захвата из 18 хорошо вооруженных человек, выдвинул требования: освобождение своих соратников из тюрем и отмену неолиберальных рыночных реформ правительства.
Тут необходимо небольшое пояснение. «Революционное движение имени Тупака Амару» (Тупак Амару — последний правитель инков, национальный герой Перу) возникло в Перу в 1980-х. Руководителями движения стали левоориентированные университетские профессора, общественные и профсоюзные работники и наиболее радикальные социалисты. Главной задачей ставилось освобождение Перу от «империалистического влияния». Опираясь на идеи Че Гевары, они начали с мирных акций против засилья в стране американских промышленных компаний. В дальнейшем методы организации приняли формы открытого террора: взрывы в общественных местах, грабежи банков, похищение с целью выкупа и т. п. После прихода к власти, Альберто Фухимори начал активную борьбу с «революционерами», и «Тупак Амару» понес невосполнимые потери — почти все руководство движения попало в тюрьму.
Перуанская городская полиция предприняла попытку штурма здания, применив слезоточивый газ. Оказалось, что террористы запаслись противогазами, и в результате, пострадали только заложники. Власти Перу быстро поняли, что имеют дело с профессионалами. Были опасения, что за неудачным первым штурмом последует жесткий ответ боевиков — вплоть до демонстративной казни пленников. Однако этого не произошло. Захватчики утверждали, что уже успели заминировать здание и готовы в любой момент взорвать его вместе с заложниками.
Почти моментально, факт захвата посольства, стал достоянием мировой общественности. Президента Перу стали обвинять в том, что он не обеспечил надёжной охраны. Фухимори в ответ заявил, что на переговоры с террористами не пойдёт. Лидеры западных стран, чьи граждане оказались в числе заложников, начали оказывать на него давление и требовать, чтобы безопасность их граждан была в приоритете, возражая против любых силовых методов решения ситуации.
Переговоры всё-таки начались. В Лиму прибыли эмиссары, которые и выступили посредниками. А кубинцы и вовсе пообещали бойцам беспрепятственный выезд на Кубу и полную амнистию в перспективе.
«Революционеры» вроде пошли на встречу переговорщикам: отпустили всех женщин и раненых. Спустя сутки освободили послов Германии, Канады, Греции, советника по культуре посольства Франции. Через две недели террористы отпустили ещё 220 человек. На самом деле не из-за благородства, а чтобы легче контролировать оставшихся. В результате через 10 дней осады в здании посольства осталось 103 человека.
Отпущенные на свободу, довольно неожиданно, оказались подвержены «стокгольмскому синдрому» и активно выступали в СМИ в защиту своих захватчиков. Террористы совсем расслабились и допустили свою главнейшую ошибку. «Революционеры» согласились на то, чтобы представители Международного Красного Креста доставили в здание посольства продукты, питьевую воду, медикаменты, несколько сотовых телефонов, туалетную бумагу и...торт с подарком — крестом ручной работы. Это был подарок на день рожденья одного из заложников — Луиса Джамперти. «Старайтесь почаще общаться с Богом», — вручая подарок, сказал сотрудник Красного Креста, на самом деле представлявший перуанские спецслужбы. В подарке было спрятано переговорное устройство. Установленная связь, между внешним миром и заложниками, предопределила дальнейшую участь террористов.
Шёл четвёртый месяц осады. Переговоры зашли в тупик. Уменьшилось количество террористов: пять человек вышли с ещё одной небольшой порцией заложников и скрылись. Фухимори, казалось, бездействовал. Но это только казалось: с первых дней захвата резиденции шла подготовка операции по спасению заложников под названием «Чавин-де-Уантар» (в честь местности древней цивилизации в Перу). Группа спецназа уже заканчивала прокладывать под посольством тоннель.
Почти ежедневные визиты в здание резиденции «представителей» Красного Креста, позволили установить десятки подслушивающих устройств. Плюс к этому, связь с Луисом Джамперти помогла установить точные места пребывания террористов. Группа захвата просидела в потайном тоннеле около двух суток, ожидая команды на штурм.
22 апреля, после 126 дней осады, приказ о начале операции «Чавин-де-Уантар» поступил. Расслабленные террористы играли в мини-футбол, кто-то «болел» за команды, кто-то смотрел телевизор. Неожиданно пол под ними взлетел на воздух. Главный и боковой вход также взорвали, и спецназ ворвался внутрь помещений.
И через 15 минут оглушительной перестрелки вдруг наступила тишина. Второй по длительности кризис с заложниками (после захвата посольства США в Тегеране) закончился.
Лидер «Революционного движения имени Тупака Амару» Нестор Серпа Картолини и 13 боевиков были уничтожены. Один заложник, член Верховного суда Перу Карло Гисти, умер от ранения в артерию, полученного в ходе перекрестного огня. 25 узников получили лёгкие ранения. Реальное сопротивление спецназовцам смогли оказать только двое террористов, которые в момент штурма не играли в футбол. В результате их ответного огня двое спецназовцев были убиты и семеро ранены.
А события с освобождением заложников в Лиме вдохновили американскую писательницу Анн Патчетт на роман, по которому позже был снят фильм «Бельканто».
Вам хорошего дня и всегда — будьте бдительны!
Подпишитесь на канал Факт дня и получайте интересный факт ежедневно! Здесь я пишу о том, что интересно мне самому.