Найти тему

Элизиум | Рецензия

Денис Куклин

Поскольку Нил Бломкамп очень сильно удивил всех своим дебютным фильмом «Район № 9», ожидания от его второй работы были невероятно высокими. Так обычно бывает с вторыми фильмами успешных дебютантов. И, как обычно, вторые фильмы оказываются не такими удивительными — всё это мы уже видели от него же N лет назад. В общем, да, а чего вы хотели? Это и есть режиссёрский стиль.

Бломкамп ни разу не экшн-гений. Он не будет снимать всю ту грохочущую бессмысленную дребедень, которую так отлично умеют делать Майкл Бэй и Роланд Эммерих. Хотя он начинал, как создатель спецэффектов и компьютерной анимации, для него определённо важен сюжет. Бломкамп нацелен на захватывающие истории, не обязательно счастливые, и обязательно с общественной проблемой как главной сюжетообразующей идеей. Фантастика — один из самых удобных и выразительных жанров для подобных идей — на том стояли Оруэлл и Брэдбери. Поэтому и в «Элизиуме» эта идея оказывается первопричиной всего — успеха или провала в том числе.

-2

Для меня «Элизиум» выглядит как самый дорогой в истории рекламный ролик бесплатной медицины. По сюжету, Земля в XXII веке превратилась в один огромный грязный микрорайон, в котором живут грязные необразованные люди — кто-то работает в ужасных условиях, кто-то грабит ближнего своего, а кто-то помогает окружающим за просто так. Над этой планетой заводов, трущоб и рудников висит орбитальная станция «Элизиум». В греческой мифологии так назывались райские сады, куда попадали очень праведные греки. На этой станции — чистый воздух и вода, зелёные лужайки перед белыми домиками, красивые люди и прекрасный вид из окна. Тут живут очень богатые люди. В каждом доме стоит медицинский аппарат, который излечивает все болезни на молекулярном уровне. Однако на аппаратах стоит система распознавания — ей нужен штрих-код, удостоверяющий, что пациент — гражданин Элизиума. Поэтому на грязной Земле, где медицина находится на уровне XX века или даже хуже, популярны рейсы нелегалов за лечением. С поддельными штрих-кодами они пытаются прорваться в какую-нибудь резиденцию с чудо-аппаратом и лечь под исцеляющий луч. В фильме пару таких челноков охрана станции расстреливает на подлёте к Элизиуму, одному удаётся приземлиться, но всех ловят робокопы, и только одна единственная девочка получает желанное исцеление.

Американская критика считает подобные аллегории слишком узнаваемыми, чтобы уделять им столько внимания. Как ни крути, своя рубашка ближе к телу — американцы в большинстве своём привыкли к страховой медицине и считают её лучшей в мире, невзирая на всю статистику. Ну, любят они родину, даже если она уродина. Бломкамп из Южной Африки перебрался в Ванкувер и явно не разделяет мнения американцев о том, что бесплатная медицина — первый шаг в преисподнюю коммунизма. Его главный герой, сам того не желая, проводит медицинскую реформу для всего человечества, делая медицину доступной всем в равном объёме. Вот такая вот простая и доступная мысль, без всяких там революций и свержений режима. Никто с голодной Земли на Элизиум не полетит, и все останутся в пределах своих классов. Просто со здоровьем у пролетариата будет получше. Это — прогресс не только для людей из ужасного будущего, но и для нас. У нас «неизлечимых» детей везут в Германию и Израиль, где врачи с ласковыми лицами просят десятки тысяч долларов, отчего социальные сети заполоняют просьбы о помощи ребёнку с размытой фотографии.

-3

Но вокруг этой главной идеи у Бломкампа живёт мир и творится экшн. Мироздание получилось великолепное. Для создания трущоб съёмочная группа поехала в Истапалапу — один из районов Мехико-Сити. Это как фавелы Рио, только ближе к Голливуду. А для съемок Элизиума Бломкамп привёз коллег в свой Ванкувер. И если канадские райские сады в кадре появляются ненадолго, то мексиканскую грязь и нищету нам показывают почти постоянно, с любовью и чувством стиля. Главная экшн-сцена тоже происходит в пыли и смраде, ещё до мордобития в хай-тек коридорах на орбитальной станции. В этой первой сцене перестрелка, рукопашная и столкновение главного героя с агентом Крюгером выглядят почти идеально. «Почти» потому, что ручная дрожащая камера не всегда уместна. Она эмоциональна, но не прибавляет понимания — мы видим мелькающие борющиеся тела, но не понимаем, что конкретно происходит и почему именно тот или иной персонаж вышел из схватки победителем.

Чего не хватает в подобном фильме, так это, как ни странно, разговоров. Фантастика фантастикой, но социальные проблемы и конфликты заслуживают большего экранного времени. Тут герои больше заняты собственными планами и задачами, усложняя сюжет. При этом сами персонажи не приобретают глубину, а исконный конфликт систем оказывается на периферии. Это делает «Элизиум» не таким крутым фильмом, каким бы мне хотелось его видеть — всё те же завышенные ожидания. Но он, определённо, интереснее и живее всех других фантастических фильмов этого года. Хотя бы потому, что его герои, пусть и нехотя, делают что-то полезное для всех нас. Реформируют медицину, например.