Найти тему
Справочник кинопижона

Концертные фильмы как отдельный киножанр

Оглавление

В 2020 году достаточно сложно представить, что когда-то идея снять на пленку выступление музыкантов, а затем показывать её в кинотеатрах, была новаторской. Первые попытки сделать кино из концертов предпринимались еще в конце 40-х, но первый 100% удачный концертный фильм, вошедший в историю, увидел свет только в 1959 году. Наибольшей популярности концертное кино достигло во второй половине 60 - первой половине 70-х. Это было связано с двумя причинами: во-первых, рок-революцией 60-х, когда Beatles, Rolling Stones, Pink Floyd и другие были не нишевыми исполнителями, а общекультурными феноменами как по отдельности, так вместе. Во-вторых, шестидесятые во всем мире были временем "новых волн", когда в кино приходили молодые кинематографисты, которые по возрасту и радикальным взглядам на искусство с рок-тусовкой были на одной волне.

5 концертных фильмов, важных для становления жанра

Джаз в летний день (Jazz on a Summer's Day), 1959, режиссеры - Арам Авакян и Берт Штерн

Первый концертный фильм, который можно назвать фильмом в полном смысле этого слова. Около 85 минут, смонтированных из съемок джазового фестиваля, проходившего в нью-йоркской агломерации летом 1958-го года. Состав появляющихся на экране исполнителей впечатляет и не ограничивается строго легендами джаза. Место нашлось даже для Чака Берри.

Монтерей-Поп (Monterey Pop), 1968, режиссер - Д.А.Пеннебейкер

Джимми Хендрикс предается любимому пороку - жжёт гатары
Джимми Хендрикс предается любимому пороку - жжёт гатары

Концертные фильмы снимали многие титулованные режиссеры от Мартина Скорсезе до Лассе Хальстрема, но единственным крупным кинематографистом, сделавшим себе имя именно в музыкальной документалистике был Пеннебейкер. Он использовал инструментарий популярного в 60-е прямого кино, снимая как фильмы-портреты музыкантов (у него есть целая серия киноработ о луизианском блюзе), так и масштабные концертные фильмы. "Монтерей-Поп" - фильм-концерт, посвященный как раз музыкальному фестивалю. в котором приняли участие Mammas and the Pappas, Canned Heat, Jefferson Airplane, The Who и другие.

Дай мне кров (Gimme Shelter), 1970, режиссеры - братья Мэйслес

-3

Выдающиеся документалисты братья Мэйслес запечатлели на пленку ключевое событие поп-культуры рубежа 60-х и 70-х, не менее важное, чем фестиваль в Вудстоке - концерт Rolling Stones в Олтамонте, который закончился поножовщиной. Значительная часть вины за это лежит на самих роллингах, которые решили провести бесплатный концерт, а в качестве охраны на бесплатной основе пригласили оригинальных "Ангелов Ада" во главе с самим Сонни Баргером. Более того, они предоставили байкерам бесплатный алкоголь. Исключительно "разумное" решение. В версии братьев Мэйслес получилась история о том, как побиг идеализм 60-х, превратившись к концу десятилетия в настоящий идиотизм. Смотреть стоит, даже если вы не любите Rolling Stones.

Пинк Флойд: Концерт в Помпеи (Pink Floyd: Live at Pompeii), 1972, режиссер - Адриан Мабен

-4

Pink Floyd трудно обвинить в недостатке творческий амбиций. Многое из того, что они сделали, было сделано впервые именно ими. Решение сыграть концерт без зрителей на фоне Везувия и сделать из этого фильм вполне укладывается в характерную для группы гигантоманию.

Зигги Стардаст и пауки с Марса (Ziggy Stardust and the Spiders from Mars), 1973, режиссер - Д.А.Пеннебейкер

-5

Дэвид Боуи был не менее революционным персонажем поп-культуры 70-х, чем Pink Floyd. Если последние делали упор на музыку и шоу, то Боуи экспериментировал с собой как сценическим персонажем, когда это еще не стало общим местом. Согласно легенде, "Зигги Стардаст и пауки с Марса" получились абсолютно случайно: Пеннебейкер изначально не планировал снимать концерт целиком, но в процессе так впечатлился, что заснял все происходящее на сцене. В результате фильм до сих пор попадает во всевозможные топы культового кино.