Найти тему

Ланчбокс | Рецензия на фильм с ОМКФ 2013

Антон Фролов

Синопсис: Благодаря ошибочной доставке готового обеда фирмы Lunchbox, которая в Мумбае славится своей особо чёткой работой, у молодой домохозяйки завязывается странная дружба с неким пожилым незнакомцем. Они обмениваются записочками через Lunchbox, создавая вокруг себя воображаемый мир, но эти фантазии начинают довлеть над их реальной жизнью.

Твит рецензия: Ностальгия ностальгией, но обед по расписанию

Индийский фильм без танцев и мифологической любви. Нонсенс? Конечно, есть «Миллионер из трущоб», который вроде бы представляет нестандартный индийский кинематограф. Я же фильм Дэнни Бойла записываю в английские. Этот же индийский фильм не только с индийскими актерами, но и с индийским режиссером. Картина сохраняет в себе сказочный дух из старого, столь популярного в советском кино жанра — музыкальной лирической комедии. Этому не смогла помешать даже международная продюсерская команда.

Ритеш Батра ради истории пошел на кощунство, допустил возможность ошибки в системе Ланчбокс — системе доставок обедов в огромном Мумбаи. Этот странный механизм работает без ошибок. Его изучают в лучших университетах… Он архаичен, работа здесь передается от отца к сыну, но все действует. Очень смелый шаг — строить историю на возможности сбоя в традиции.

В общем, мы получаем простую историю любви по переписке, фантазии о чем-то большем. Это на первый взгляд. Слоев в истории более, чем один. Картина затрагивает больше проблем: гендерные разногласия, сотрудничество поколений, одиночество в большом городе, страх общения, ностальгия по старым временам и семейным проблемам.

-2

Ностальгия особенно выделяется. Индия меняется, меняется очень быстро. Очень много людей просто не успевают понять, к чему все движется. Воспоминания о старых временах очень тонко изображаются. Это и замкнутость, и нежелание главного героя искать новых знакомств, и разговоры с тетушкой через вентиляцию, и передача продуктов и специй в оконных корзинках (лукошко на веревке), и наконец-то в музыке и кадрах старых (немного глупых и однообразных) шоу.

Мелочи делают этот фильм уникальным. Батра рассказал про сложности, которые создал сам себе. Его сценарий очень литературен, построен на бумажных письмах. Снимать его было очень сложно. Тут помогли мелочи — одинаковые движения, необъяснимые звуки и очень индийская музыка, написанная немцем, составляют магическую палитру.

Берет фильм и своей экзотикой. Для меня все же Индия — очень загадочная страна. Изначально автором планировался документальный фильм о системе доставки еды, и благодаря этой основе Мумбаи выглядит в картине очень разным городом, в котором одновременно существуют разные времена.

Не забыть бы и про актерскую игру. Ирфан Кхан всегда помнит о родине и отдает ей дань. Тем более, что без него фильм мог бы не состоятся. Кроме главной роли он исполнил обязанности и исполнительного продюсера. Кхан без лишних эмоций, каких-то сверх-усилий, смог раскрыть весь внутренний мир своего героя. Он — еще один актер, который может молчать в кадре и быть при этом интереснее клоунских выходок некоторых знаменитостей.

-3

Нимарат Каур — невероятно красивая женщина. Красота ее не такая гламурная, вычурная, а какая-то большая, покоряющая… Слишком субъективная оценка получается… Тогда расскажу про еще одну роль. Роль без присутствия в кадре. Очень важная и интересная, сыгранная только голосом. Этот голос в Индии узнают везде (это к вопросу дублирования), это — главный женский голос огромной страны. Бхарати Ачрекар настолько профессиональна, что даже на съемки приезжала, чтобы проникнуться историей.

-4

Сравнивать неблагодарное дело, но я не могу сдержаться. Фильм очень схож по духу с другим фильмом Одесского кинофестиваля — «Алмания — Добро пожаловать в Германию». Немного более серьезен, но очень близкий по ощущениям.

Необычный индийский фильм, добрый, веселый и, как мне кажется, очень честный.