Одной из сторон религии является то, что она пытается научить человека не бояться смерти. Насколько мне известно, это практикуют все религии. Учитывая этот момент, можно предположить, что это одна из основных причин зарождения данного явления. Осознание своей смертности создаёт высокий уровень страха и паники в головах многих людей. Чаще, эта мысль просто максимально отодвигается в сторону и прячется подальше – настолько она непереносима многими. Религия же открывает великолепную альтернативу в этом вопросе для психики человека – бессмертие. Она объясняет механизмы бессмертия таким образом, что достоверно доказать или опровергнуть их невозможно. По крайней мере, на данный момент. Наш мозг, развивавшийся миллионы лет до привычного нам уже сейчас состояния, настолько натренировался в логических измышлениях, что он умеет «объяснить» самые невероятные гипотезы. Но, как часто это бывает, в первую очередь, для самого себя. Не реже, вступая в противоборство с любой попыткой развеять это объяснение посредством простой логики. Страх перед смертью настолько велик, что многие готовы закрыть глаза даже на очевидные вещи.
Проблема в том, что такое поведение нашей психики – это естественное правило – наша изначальная природа. И потому это присуще большинству. А попытка более глубоко изучить естествознание и различные области нашего мира приводят к результатам, которые наш разум избегает. И тут наступает переломный момент. Момент выбора пути. Само мировоззрение обретает новые черты в процессе этого. У одних наступает попытка уйти от принятия этого знания, у других происходит формирование новой парадигмы мира, в которой смерть перестаёт быть чем-то страшным. На какой-то глубине изучения, само понимание смерти, в привычном виде, уходит. Можно сказать, что тут оно приближается к религиозному варианту, но в совершенно ином виде. Большинство людей под идеей бессмертия видят бессмертие персонализированной личности. По сути, сама индивидуализация себя, это тоже плод работы нашего мозга и уровня его сложности. Самосознание – это результат сложности восприятия. И это явление присуще не только нашему виду. Шимпанзе, орангутаны, гориллы, дельфины, слоны и сороки тоже осознают себя. При этом люди начинают осознавать себя только к 1,5-2 годам. То есть, эта особенность не является врождённой и данной нам априори.
Это приобретённый механизм, а не нечто, существовавшее до нашего рождения и перекочевавшее в нас из предыдущих жизней. У желающего себя убедить в обратном, само собой, найдутся аргументы в пользу гипотезы подобного рода. Они будут выглядеть, с его точки зрения, последовательными и связанными. Это всё та же самозащита психики – неспособность принять свою смертность и конечность сознания. В свою очередь, способность принять этот факт позволяет по новому раскрыться мировосприятию. И не только практичной его части, но и в вопросах искусства и творчества. Вариант с реинкарнацией обесценивает смерть, делая её просто очередной дверью для очередной жизни. В это же время, идея о конечности нашего существования наполняет жизнь ценностью значительно большей, давая понимание, что второго шанса не будет. И вместе с тем, спустя какое-то время в исканиях, приводит и к полярной мысли – что всё вокруг конструктор и постоянно пересобирается. Что нет абсолютной персонализации ни в чём и ни в ком. Так достигается баланс между личностью и обезличиванием. Приходит ощущение себя единицей в одной системе, но сложнейшей системой из более меньших единиц – в другой. Приходит осознание фрактальности мира и себя в нём. Это, своего рода, научная версия бессмертия. Квинтесенция всего, что можно назвать живым. В моём понимании, начиная с кварков и глюонов, заканчивая самой материей пространства-времени. Деперсонализированная вселенная, наблюдающая за созиданием самой себя собою же самой.