Я воспитывался в духе атеизма, и даже в духе нетерпимости к опиуму для народа. Устойчивое негативное отношение к религии привилось во мне с детства, еще со вкусом хлеба штундистов, который я не любил из-за вкуса какого то парфюма. Нет, это не был традиционный советский парфюм -ни Саша, ни Наташа, ни Шипр и тем более -не Красная Москва. Наша улица в деревне жила дружно и жители поочереди пекли хлеб в определенном количестве, чтобы он всегда был свежий и делились с соседями. В силу своего малолетства, я не был стороной, заключающей такие сделки и, за не имением другого выхода, вынужден был иногда его потреблять в очередном порядке.
Сильно повзрослев, я направился на экскурсию по святой земле, вернее по ее достопримечательностям. Ко мне, впервые, после многих лет с момента рождения, пришло ощущения, что персонаж Иисус Христос существовал на самом деле и ходил по этим местам.
Я осмотрел Иерусалим со смотровой площадки, с которой виден практически весь город, видна Храмовая гора, видна Масляничная гора, видны мусульманские, иудейские и христианские святыни.
Так описывал город Марк Твен в 1867 г. "
Население Иерусалима составляют мусульмане, евреи, греки, итальянцы, армяне, сирийцы; копты, абиссинцы, греческие католики и горсточка протестантов. Всевозможные оттенки и разновидности всех нацианалъностей и языков, которые здесь в ходу, слишком многочисленны, чтобы говорить о них. Должно быть, среди четырнадцати тысяч душ, проживающих в Иерусалиме, найдут представители всех наций, цветов кожи и наречий, сколько их есть на свете. Всюду отрепья, убожество, грязь и нищета – знаки и символы мусульманского владычества куда более верные, чем флаг с полумесяцем: Прокаженные, увечные, слепцы и юродивые осаждают вас на каждом шагу; они, как видно, знают лишь одно слово на одном языке – вечное и неизменное «бакшиш». Глядя на всех этих калек, уродов и больных, что толпятся у святых мест и не дают пройти в ворота, можно подумать, что время повернуло вспять здесь с минуты на минуту ждут, чтобы ангел господень сошел возмутить воду Вифезды. Иерусалим мрачен, угрюм и безжизнен. Не хотел бы я здесь жить".
Город Иерусалим небольшой, с небольшими кривыми улочками, со старинными и новыми постройками, между которыми просматриваются останки античных стен. Кое где ведутся раскопки и видны древние наслоенные пласты.
Исторические реликвии трех конфессий, как известно, находятся на Храмовой горе.
Они стоят в непосредственной близости друг от друга, я бы сказал- даже как то теснятся на этом ограниченном клочке земли. Ажиотаж паломников, туристов наблюдается только у храма Гроба Господня. Вполне обыденная жизнь протекает у стены плача и совсем немноголюдно у мусульманского храма, который построен на месте разрушенного иудейского храма Соломона. Марк Твен писал "
Повсюду вокруг мечети Омара видишь разбитые колонны, жертвенники удивительной работы, обломки прекрасных мраморных украшений – бесценные остатки Соломонова храма. Их раскопали под толстым слоем земли и мусора на горе Мориа. В той части древней стены храма Соломонова, которая называется «Стена плача» и где евреи каждую пятницу лобызают священные камни и оплакивают былое величие Сиона, всякий может видеть остатки самого настоящего и доподлинного храма Соломона – три-четыре камня, лежащие один на другом, причем каждый вдвое длиннее семиоктавного фортепиано и шириной примерно во всю его высоту. На обломках этих очень своеобразная, необычная резьба. Но я уже говорил, что эдикт, запрещающий христианским псам вроде нас входить во двор мечети и любоваться бесценными мраморными столпами, некогда украшавшими внутренность храма, отменен всего лишь год или два назад; поэтому к глубокому интересу, который они, естественно, вызывают, прибавляется еще очарование новизны. Они встречаются на каждом шагу; особенно много их в соседней мечети Эль Акса, – для лучшей сохранности они вделаны в ее внутренние стены. Эти обломки, теперь грязные и запыленные, имеют лишь весьма отдаленное сходство с тем великолепием, равного которому, как нас учили, нет на земле".
Невообразимая активность протекает на всем протяжении пути, по которому вели Христа на казнь. Это несколько десятков полутораметровой дорожки, выложенной плиткой, с указателями остановок Иисуса по пути на казнь. Здесь нескончаемое неистовство разных христианских конфессий с хоругвями и крестами, которое движется в разных направлениях крестного пути, с очень высокой плотностью. Крестный путь непрерывно окружен торговыми лавками, с различными религиозными атрибутами: святой землёй, свитками, святой водой иконами, сувенирами, брелоками и разной надуманной религиозной утварью. Шум и разноголосый гам непрерывно сопровождает тебя до самого Гроба господня.
Храм Гроба Господня наполнен туристами, паломниками разных христианских конфессий. В целях исключения конфликтных недоразумений среди армянских, греческих, католических ветвей христианства существует неписанный порядок церковной службы у Гроба Господня. От всей обстановки внутри храма веет древностью, которая довлеет над человеком- здесь можно созерцать плащаницу, в которую завернули Христа после казни, здесь есть череп Адама и его могила, много распятий и росписей. Как видите встретился я даже здесь со своим дальним родственником и был душевно тронут. У Марка Твена это освещено так "
Первым делом путешественники отправились к гробу Господню. «Войдя в ротонду, мы остановились перед самым священным местом христианского мира — перед гробом Иисуса. Он стоит посреди храма, под центральным куполом. Над ним воздвигнута причудливой формы часовенка из желтого и белого камня. Внутри этого маленького храма лежит обломок того самого камня, который был отвален от двери гроба и на котором сидел ангел, когда туда на рассвете пришла Мария. Низко пригнувшись, мы вошли под своды, в самый склеп. Он всего шести футов на семь, и каменное ложе, на котором покоился Спаситель, занимает всю длину склепа и половину его ширины. Оно покрыто мраморной плитой, изрядно истертой поцелуями паломников. Над нею висит с полсотни золотых и серебряных лампад, в которых постоянно поддерживается огонь, и еще множество всяких безделушек, мишуры и безвкусных украшений оскорбляют гробницу», — сообщал писатель. Бродя в полумраке по Храму святого гроба Господня, они подошли к маленькому приделу, высеченному в скале, — место это испокон веков было известно под названием «Темница Христова». Предание гласит, что здесь был заключен Спаситель перед распятием. Под алтарем, у входа, стоят каменные колодки для ног. В них был закован Спаситель, и они так и называются по сей день — «узы Христа».
На самом деле весь этот архитектурный ансамбль был построен в 4 веке нашей эры римлянами с последующими достройками и реставрацией различными правителями, которые насильно захватывали эти земли. Почему было выбрано именно это место - существуют различные версии. По одной из них - этот участок земли избран Богом, для своих жертвоприношений.
В моем понимании когда то люди пришли к общепринятому мнению, что Бог один и основные религии мира построили здесь свои алтари, с целью объединения власти над всем миром. Потом различные ученые, геологи по заказу политиков, научно обосновали незыблемость святости этих мест. Люди слишком много столетий верили, передавали из уста в уста эти постулаты и сейчас все опровергающие святость этой земли теории слишком микроскопические, чтобы изменить мыслительный массив человечества.
Много столетий на этой земле жили очень бедные и несчастные люди и только с образованием еврейского государства - Иерусалим стал привлекательным и комфортным местом проживания. Ежедневно и ежечасно евреи неимоверными усилиями удерживают безопасный статус этих территорий.
Дальше была Палестина, город Вифлием. Вообще то понять простому смертному, где кончается Израиль, а где начинается Палестина невозможно. Палестина- это точечные анклавы внутри еврейского государства, которые мирно уживаются на этой земле, не считая только небольшого клочка земли, называемого Сектором Газы.
Палестина, с преобладающим мусульманским населением, чтить Храм рождества Христова и поддерживает его в хорошем состоянии. Помимо нескольких иконостасов разных христианских конфессий, основной достопримечательностью Храма является Вифлеемская звезда, которая якобы находится на месте ясель, где родился Иисус Христос. Я бы сказал, что Храм Гроба господня является системообразующим предприятием палестинского Вифлеема. Там, кстати, на каждом шагу, как и в Иерусалиме можно услышать русскую речь.
Дальше была извилистая дорога с пустынными каменистыми обочинами справа и иорданской равниной - слева. Унылый вид пустыни иногда оживал роскошными пальмовыми рощами, с искусственным орошением, возле кибуцев. Дорога вела на юг государства Израиль, еще к одному святому для христиан месту - реке Иордан. Все было оборудовано для таинств крещения как на палестинской стороне, так и на иорданской. Можно купить на берегу узкой, быстрой, с коричневой водой, реки рубаху для крещения, крестики и необходимые атрибуты, рядом оборудованы душевые кабинки и раздевалки. Этот кусочек святой земли, на мой взгляд, также был и остается системообразующей территорией для всех местных поселений палестинцев. Причем окунаться в Иордан можно здесь 365 дней в году, а не только на Крещение. Я тоже, невзирая на атеистические взгляды, прикоснулся к знаковому месту, где по легенде Иван Святитель крестил Иисуса Христа.
Как я уже сказал внутри государства Израиль много автономных поселений под юрисдикцией Палестины. Въезды и выезды в анклавы обозначены блок постами израильской армии. Не вижу внешней разницы между эти двумя народами, мне показалось, что и разговаривают они на одном языке, ну по крайней мере хорошо понимают друг друга.
Итак мы движемся дальше к Мертвому морю. Дорога вгрызается в скалы, и там, где они не хотели расступаться - петляет по их подножью. Слева, сильно в низине, показалась гладь Мертвого Моря, с белесыми прибрежными очертаниями. Мертвое Море находится ниже уровня мирового океана. Конечно, я еще в детстве видел праздных лежащих на спине на поверхности воды и читающих газеты. Я, конечно, также не забыл запечатлеть себя в этом положении. Дальше придался различным «лечебным процедурам», с грязевыми и соляными ваннами. Говорят, что очень полезное для организма занятие. Но к сожалению воткнуть в себя всю силу здоровья из Мертвого моря мне не удалось за столь короткий визит. Но я усердствовал как мог. Существует аксиома, что если делать это систематически, то будешь совсем здоров. Думаю, что это утверждение не соответствует действительности, иначе евреи бы и не умирали.
Я видел землю обетованную, иногда такие же пейзажи мне встречаются в Подмосковье. В моем понятии типичный пейзаж земли обетованной, это поросшие редкими низкорослыми хвойными деревьями причудливой формы пологие холмы, периодически переходящие в небогатую растительностью и зажатую между гор- равнину.
Среди евреев ходит поверье, что палестинцы захватили благодатные земли, где все растет само без полива и удобрения, а евреям приходится с утра до вечера трудиться, чтобы получить хоть какой то урожай. Я думаю, что это не соответствует действительности.