К сожалению, не все успешные первоначально российские военные проекты доводятся до ввода в эксплуатацию. Особенно это касается техники, которой суждено было пережить 90-е годы прошлого века, когда разруха коснулась всех сфер жизни России. Одной из таких машин стал рассматриваемый нами сегодня вертолет.
Камов Ка-60 - российский многоцелевой вертолет. Его прозвали Касатка. Он был разработан, чтобы заменить Ми-4 (который производился до 1979 года) и взять на себя некоторые роли от почтенного Ми-8. В 1980-е годы Ми-8 был самым распространенным транспортным вертолетом в Советском Союзе. Однако во многих случаях Ми-8 был слишком велик для своей роли и летал наполовину загруженным. Таким образом, Ка-60 был рассчитан на перевозку примерно половины от груза Ми-8. Разработка нового вертолета началась в 1983 году. И Камов, и конструкторское бюро Миля выступили со своими предложениями.
В 1984 году ОКБ Камова выиграло проект, и началась разработка Ка-60. Однако развитие шло очень долго по разным причинам, включая распад Советского Союза, технические проблемы и перебои с финансированием. Первый опытный образец был завершен в 1997 году. Он был впервые публично показан в 1998 году, совершив свой первый полет в том же году. Второй прототип совершил свой первый полет в 2007 году. Всего было изготовлено 2 опытных образца Ка-60. В 2010 году один из прототипов разбился. Это фактически остановило программу оригинального Ка-60. В своем первоначальном виде этот вертолет не получил ни одного производственного заказа.
Были и некоторые конструкционные проблемы. Ка-60 имел традиционную компоновку с большим несущим и хвостовым винтами. Однако ОКБ Камова специализировалось на военно-морских вертолетах с соосными контрвращающимися роторами, не имевшими хвостового винта. Так что Ка-60 не был их типичным проектом. Типичные камовские вертолеты, такие как противолодочные Ка-25 и Ка-27 или вертолет радиолокационного дозора Ка-31, зависали большую часть своего летного времени. Типичный армейский вертолет общего назначения зависает только около 1% от своего времени полета. Поэтому от конфигурации с коаксиальными роторами отказались в пользу традиционной.
Ка-60 мог перевозить 14 военнослужащих. Пиковая мощность составляла 16 военнослужащих. Для медицинской эвакуации он мог перевозить 6 носилок и 3 санитаров. Этот вертолет мог перевозить 2 т груза внутри или 2,7 т снаружи.
Этот вертолет может быть оснащен различным вооружением, включая капсулы с пулеметами и неуправляемые ракеты, установленные на съемных внешних опорных точках. Это оружие могло быть использовано для подавления обороны противника перед высадкой войск.
Ка-60 приводился в действие двигателями Сатурн РД-600В, развивавшими по 1 500 л.с. каждый. Разработка этих двигателей началась в 1989 году. Однако с этими двигателями возникли проблемы. Первый опытный образец Ка-60 имел 4-лопастный несущий винт. Второй прототип имел 5-лопастный несущий винт.
Варианты
· Ка-60У был предложен в качестве учебно-тренировочного варианта.
· Ка-60К представлял собой военно-морской вариант.
· Ка-60Р был предлагаемым разведывательным вариантом.
· Ка-62 - гражданская версия с доработанной кабиной, увеличенными окнами, новыми двигателями, 5-лопастным несущим винтом и новой авионикой. Поскольку возникли проблемы с двигателями РД-600В Сатурн на Ка-60, разработчики искали новые двигатели. В 2011 году было подписано соглашение с французской компанией Turbomeca (ныне Safran Helicopter Engines) об использовании их турбовалов Ardiden 3G, вырабатывающих 1 751 л.с. Вертолет также был оснащен новой трансмиссией. Грузоподъемность гражданского вертолета была снижена до 2 т внутри и 2,5 т снаружи. Министерство обороны России планировало приобрести вертолеты Ка-62. Была заказана первая партия из 16 вертолетов. Однако производство российского вертолета со многими западными компонентами, включая двигатели и авионику, было маловероятным из-за санкций, введенных в отношении России. Ка-62 все еще находится в стадии разработки. Третий опытный образец Ка-62 полетел в 2019 году.
· Ка-64 был предлагаемым гражданским экспортным вариантом Ка-62.
Что же, в конкурентом мире военной техники такое развитие событий не редкость. Более продвинутые проекты побеждают, выживает сильнейший.
Понравилась статья – нажмите Нравится. Спасибо за внимание.