Найти тему
Джесси Джеймс

Спагетти-вестерны Ли Ван Клифа (часть 2)

Оглавление

“Сабата”

Sabata; Ehi, amico … c’e Sabata, Hai Chiuso! (Италия); Sabata’s Here … Close Everything (Великобритания), 1969

Хронометраж: 107 мин.

Режиссер: Джанфранко Паролини

Сценаристы: Ренато Иццо, Джанфранко Паролини

Оператор: Сандро Манкори

Композитор: Марчелло Джомбини

“Сабата”, 1969
“Сабата”, 1969

Один из самых уважаемых граждан небольшого городка по имени Стенгель (Франко Рессель) организует похищение из банка сейфа со 100000 долларов. Однако Сабата (Ли Ван Клиф) убивает грабителей и возвращает сейф. Получив награду в 5000 долларов, Сабата решает, что этого мало и принимается шантажировать Стенгеля. Тот нанимает убийц, чтобы закрыть этот вопрос раз и навсегда. Сабата тоже обзаводится помощниками: метателем ножей Корринчей (Педро Санчес) и акробатом Алли Кэтом (Ник Джордан). К концу киноленты вопрос закрывается.

Это спагетти-вестерн, где действие превалирует над всем остальным. Непрерывные схватки и перестрелки – это то ради чего вообще здесь имеется какая-то фабула. В предыдущем фильме “Сартана” Паролини уже попробовал формулу супергеройского вестерн-боевика, в “Сабате” он довел её до совершенства. Одержимость Паролини гаджетами и акробатикой с полной силой выплеснулась на экран именно в этом фильме. Здесь есть пистолет, который стреляет из рукоятки, винтовка со сменными стволами, стреляющее банджо. Когда в фильме кого-то убивают (а это случается часто), то каждый раз изобретательно. “Сабата” очень забавный фильм. Поэтому закономерно, что он стал хитом проката.

На фоне изысков действия игра актёров не имеет большого значения. Роль Сабаты не была требовательной к Ли Ван Клифу. Ему практически нечего было играть. Он просто сохранял непринужденное выражение лица даже в самых горячих сценах и этого оказалось достаточным, чтобы создать цельный образ. Ведь это образ неубиваемого супергероя, которому всё по плечу.

“Кондор”

El Condor, 1970

Хронометраж: 102 мин.

Режиссер: Джон Гиллермин

Сценаристы: Ларри Коэн, Стивен В. Карабатсос

Оператор: Анри Персен

Композитор: Морис Жарр

В ролях: Ли Ван Клиф, Джим Браун, Патрик О'Нил, Марианна Хилл, Айрон Айз Коди, Имоджен Хэссалл, Элайша Кук мл., Густаво Рохо, Флоренсио Амарилья, Хулио Пенья, Анхель дель Посо, Джон Кларк (III), Рафаэль Альбаисин, Джордж Росс, Рикардо Паласиос, Чарльз Сталмакер, Чарли Браво, Арт Ларкин, Дан ван Хузен, Пер Барклай, Рауль Мендоза Кастро

“Кондор”, 1970
“Кондор”, 1970

Фильм только очень условно можно отнести к спагетти-вестернам, поскольку он делался американскими продюсерами для американского рынка. Однако, съёмки проходили в Испании, где снимали большинство спагетти, а сюжет явно подражает евровестернам. Поэтому фильм и попал в этот список.

По сюжету профессиональный вор Люк (Джим Браун) планирует ограбить мексиканский форт, в котором, по его сведениям, хранится куча золота. Для проведения операции он нанимает Джаро (Ли Ван Клиф), друга индейцев, и его апачей. Когда Люк и Джаро захватывают форт, командир мексиканцев генерал Чавес (Патрик О’Нил) бежит в пустыню. Но скоро он возвращается с подкреплением, а Люк и Джаро оказываются перед лицом превосходящих сил врага, поскольку за это время успевают поссориться с апачами и лишиться их помощи.

Изначально фильм обещает быть легкой развлекательного лентой про охоту за сокровищем. Но постепенно сюжет запутывается, кровопролитие нарастает. К концу кинолента становится жутко наигранной и предельно серьёзной. Для жанра в киноленте много обнаженки. Причем, мало оправданной. Вероятно, этот шаг был предпринят, чтобы привлечь в кино как можно больше зрителей.

В фильме есть очень душевная сцена, где Ван Клиф разговаривает с мальчишкой, который восхищается его стрелковыми талантами. Мать уничижительно называет мальчика “ублюдком”. Когда персонаж Ван Клифа признается, что он по рождению тоже “ублюдок”, это поистине вдохновляет мальчишку. Однако, эта сцена совсем не соответствует характеру Джаро. По сюжету этот персонаж мерзкий злодей (убивает в спину друга индейца) и патетичный позер (носит на шее золотой слиток на удачу). Эта патетическая часть его характера самая забавная в фильме, поскольку порождает ряд смешных и интересных моментов. Особенно запоминается фраза, которую Джаро произносит на последних минутах фильма: “Что я тут вообще делаю?”

“Капитан Апач”

Captain Apache, 1971

Хронометраж: 94 мин.

Режиссер: Александр Сингер

Сценаристы: Филип Йордан, Милтон Сперлинг

Композитор: Долорес Кламан

Оператор: Джон Кабрера

В ролях: Ли Ван Клиф, Кэррол Бейкер, Стюарт Уитмэн, Перси Херберт, Тони Фогель, Чарли Браво, Дан ван Хузен, Хью МакДермотт, Элиза Монтес, Рикардо Паласиос, Мило Кесада, Чарльз Сталмакер, Брюс М. Фишер, Джон Кларк (III), Луис Индуни, Фэйт Клифт, Крис Уэрта, Джордж Марго

“Капитан Апач”, 1971
“Капитан Апач”, 1971

Это мог бы быть неплохой вестерн-детектив, поскольку завязкой сюжета служит убийство уполномоченного по делам индейцев, расследовать которое отправляется апач на службе США, которого так и зовут Капитан Апач (Ли Ван Клиф). Однако авторы, похоже, абсолютно не представляли, как строятся сюжеты в детективном жанре, поэтому превратили фильм в нагромождение роялей в кустах и совпадений. Например, к поезду, на котором едут подозреваемые и главный герой, прицепляют персональный вагон президента Гранта, из-за покушения на которого и было совершено убийство. Разумеется, преступление тут же раскрывается без особых усилий главного героя. После того, как всё выяснено, кинолента превращается в бой за спасение президента, с банальными и предсказуемыми результатами.

Данный фильм, наверное, худший в кинокарьере Ли Ван Клифа. И это вовсе не из-за его игры. Актёр пытается соответствовать образу индейца на службе США. Здесь даже есть редкая для него сцена, где Ли Ван Клиф обнажается, демонстрируя статное тело. Кроме того, отсутствие привычных усов, делает актёра несколько моложе. В этом фильме Ли Ван Клиф ещё и поёт. Короче, старается изо всех сил. Однако повлиять на слабую сценарную основу и рваную режиссуру он, увы, не смог. Фильм во всех отношениях получился провальным.

“Река плохого человека”

Bad Man’s River, And They Go on Losing the Million Dollars (Великобритания), E continuavano a fregarsi il milione di dollari (Италия), El hombre del río malo (Испания), El ils continuaient à se volar l’un et l’autre le million de dollars (Франция), Les Quatre Mercenaires d’El Paso (Франция), … Y seguían robndose al millón de dólares (Испания), 1971

Хронометраж: 89 мин.

Режиссер: Эухеньо Мартин

Сценаристы: Эухеньо Мартин, Филип Йордан

Оператор: Алехандро Уллоа

Композиторы: Вальдо де лос Риос, Джон Филд

В ролях: Ли Ван Клиф, Джина Лоллобриджида, Джеймс Мэйсон, Диана Лорис, Луис Ривера, Симон Андреу, Франциско Ньето, Джанни Гарко, Альдо Самбрелл, Жес Ан, Даниель Мартин, Эдуардо Фахардо, Серджо Фантони, Хосе Мануэль Мартин, Хосе Риесго, Тито Гарсия, Барта Барри, Рикардо Паласиос, Джин Коллинз, Карл Рэпп, Робер Ломбар, Аллен Расселл, Пер Барклай, Дэвид Томсон, Дан ван Хузен

“Река плохого человека”, 1971
“Река плохого человека”, 1971

В этой вестерн-комедии Ли Ван Клиф играет неудачливого грабителя-джентльмена Роя Кинга. Первая же встреча с очаровательной Джиной Лолабриджитой в роли Алисии приводит к тому, что он теряет всю добычу, полученную при ограблении банка. Потом он ввязывается в авантюру, связанную с ограблением мексиканской армии на 1 миллион долларов, которую проворачивает Франсиско Монтеро (Джеймс Мэйсон). Женой Монтеро оказывается Алисия. После множества опасных приключений, Алисия снова разживается деньгами, а Рой теряет всё.

Главная проблема этого фильма в том, что юмор из него улетучивается практически сразу после завязки. Комедийный эффект далее достигается лишь кривлянием актёров и разным забавным реквизитом (например, чудовищным броневиком, который строят Рой и его банда). Это сильно утомляет уже к середине ленты.

В “Реке” Ван Клиф доказал, что он выглядит крутым даже в шляпе дерби. Он прекрасно вписался в образ и исполнил роль на высший балл. Его легкая непринужденная игра в переходах от насилия к комедии и обратно является несомненным украшением киноленты.

“Возвращение Сабаты”

Return of Sabata, È tornato Sabata, hai chiuso un’altra volta (Италия), Il ritorno di Sabata (Италия), Le retour de Sabata (Франция), Sabata kehrt zurück (Германия), 1971

Хронометраж: 106 мин.

Режиссер: Джанфранко Паролини

Сценаристы: Ренато Иццо, Джанфранко Паролини

Оператор: Сандро Манкори

Композитор: Марчелло Джомбини

В ролях: Ли Ван Клиф, Жаклин Александр, Вассили Карис, Пиа Джанкаро, Гюнтер Штоль, Райнер Шёне, Джампьеро Альбертини, Игнасио Спалла, Аннабелла Инконтрера, Альдо Канти, Штеффен Захариас, Джон Барта, Франко Фантазиа, Илеана Ригано, Жерар Букарон, Витторио Фанфони, Джанни Риццо

“Возвращение Сабаты”, 1971
“Возвращение Сабаты”, 1971

Цирковой стрелок Сабата (Ли Ван Клиф) и его приятель Клайд (Рейнер Шоне) изыскивают способы изъять деньги у криминального босса Джоэля МакИнтока (Джанпьеро Албертини). Первая попытка проваливается, потому что МакИнток промышляет фальшивомонетничеством, и товарищам достаются именно фальшивые доллары. Далее дела идут лучше, однако риски возрастают. Уровень насилия тоже. Закономерен кровавый финал, в котором супергерой Сабата превосходит всех и получает то, что хочет.

Продолжение успешного вестерна конца 60х получилось гораздо сумбурнее оригинала. Начало просто превосходно. Сюрреалистическая сцена с заговором против Сабаты и последующей расправой – великолепна. Но дальше сюжет начинает петлять и путаться. Акробатика берет верх над логикой, а фирменные для Сабаты гаджеты часто вызывают недоумение, а не восторг.

К счастью Ван Клифа, в отличие от оригинального фильма, здесь есть юмор. Его немного, но те моменты, где присутствуют шутки – это истинное наслаждение киногурмана: Ван Клиф не упустил ни одной возможности продемонстрировать свой комедийный талант. В основном же фильм так же как первая часть не требователен к исполнительскому мастерству. Главное в нём – трюки, к сожалению, склеенные фабулой гораздо хуже, чем в “Сабате”.

“Большая дуэль”

The Grand Duel, Big Showdown, Drei Vaterunser für vier Halunken (Германия), El gran duelo (Испания), Hell’s Fighters (Великобритания), Il grande duello (Италия), Le grand duel (Франция), Stormrider (домашнее видео), 1972

Хронометраж: 92 мин.

Режиссер: Джанкарло Санти

Сценарист: Эрнесто Гастальди

Оператор: Марио Вульпиани

Композитор: Луис Энрикес Бакалов

В ролях: Ли Ван Клиф, Альберто Дентиче, Алессандра Кардини, Гастоне Пескуччи, Хорст Франк, Марк Мацца, Жес Ан, Витторио Санчизи, Антонио Казале, Клаус Грюнберг, Доминика Дарел, Эльвира Кортезе, Анна-Мария Герарди, Джованни Филидоро, Ремо Капитани, Анджело Сузани, Меме Перлини, Джанкарло Бадесси, Франко Бальдуччи, Франко Фантазиа, Джованни Чанфрилья, Мария Тереза Пьяджо, Луиджи Антонио Гуэрра, Фурио Меникони, Луиджи Скавран, Джорджо Трестини, Сальваторе Баккаро, Луиджи Масирони, Макс Стрекер, Миммо Риццо, Отторино Полентини, Ганс Терофаль

“Большая дуэль”, 1972
“Большая дуэль”, 1972

Филипа Премьера (Питер О’Брайан) преследуют братья Саксоны, которые обвиняют его в убийстве их отца “Патриарха” Саксона. Избежать неминуемой смерти Филипу удается лишь с помощью бывшего шерифа Клэйтона (Ли Ван Клиф), который знает, кто на самом деле ответственен за убийство.

Фильм у Санти получился атмосферный и, несмотря на очень скудный бюджет, художественный. Саундтрек существенно способствует такому восприятию, он поистине на уровне лучших образцов музыки к спагетти-вестернам. Серьёзный ущерб погружению в историю наносит эклектичность акробатических трюков, вставленных в действие ленты. Они совершенно неуместны в таком серьёзном кино. Кроме того, ученик Леоне Санти, переняв приёмы учителя, насытил свой вестерн крупными и сверхкрупными планами лиц персонажей. Можно сказать, даже перенасытил. Огромные глаза минуту смотрящие с широкого экрана – не лучший аттракцион для зрителей.

Хотя персонаж Ван Клифа, как и в ряде предыдущих лент, появляется как охотник за головами, преследующий невиновного, а затем становится его защитником и союзником, в этом фильме нет трансформации героя. С самого начала Клэйтон стоик, он просто меняет стороны. Ван Клиф отлично смотрится в этой роли. А диалоги, специально написанные под него, добавляют образу убедительности.

“Странник и стрелок”

The Stranger and the Gunfighter, Blood Money (Великобритания), In meiner Wut weig’ ich vier Zentner (Германия), La brute, le colt, et le karate (Франция), Là, dove non batte il sole (Италия), Moneda Sangrienta (Испания), 1974

Хронометраж: 100 мин.

Режиссер: Антонио Маргерити

Сценаристы: Барт Жюль Суссман, Мигель де Экари

Оператор: Алехандро Уллоа

Композитор: Карло Савина

В ролях: Ли Ван Клиф, Карен Йе, Хулиан Угарте, Поль Костелло, Лье Ло, Пэтти Шепард, Феми Бенусси, Эрика Бланк, Мануэль де Блас, Барта Барри

“Странник и стрелок”, 1974
“Странник и стрелок”, 1974

Грабитель банков Дакота (Ли Ван Клиф) открывает динамитом банковский сейф, чтобы добраться до сокровища мистера Вонга (Эл Тунг), богатого китайца, переехавшего в Америку. В сейфе вместо золота обнаруживаются фотографии четырёх женщин. При этом взрывом убивает самого мистера Вонга, поэтому дальше грабителю предстоит иметь дело с племянником китайца – Хо Киангом (Ло Лье). Оказывается, карта к сокровищу разделена на четыре части, а они вытатуированы на телах женщин, запечатленных на найденных фотографиях. Дакота и Хо Кианг объединяются, чтобы разыскать сокровище.

Фильм относится к разновидности спагетти-вестернов, где Дикий Запад встречается с Кунг-Фу Востоком. В этой киноленте смешаны ковбойские перестрелки и восточные единоборства. Всё это приправлено юмором, хотя удачных шуток и гэгов очень мало. К сожалению, поединки сняты без особой фантазии и не производят впечатления. А к концу фильм вообще становится излишне серьёзным, а потому скучным.

Роль Ван Клифа предполагалась как комедийная. Но у актера было мало моментов, чтобы проявить свой талант. Сценаристы явно не знали, как писать комедии. Самым забавным стоит счесть исполнение Ван Клифом песенки “Ржаной виски”. Когда тон истории становится серьёзнее Ли Ван Клиф оказывается в привычном амплуа крутого парня, и здесь он явно хорош. Без рубахи, истекающий кровью из ран от бичевания, он смотрит через решетку взглядом, который не обещает врагам ничего хорошего.

Это был первый фильм, в котором сошлись пути Ван Клифа и Антонио Маргерити. Довольные друг другом, они в последующие годы сотрудничали на съемках еще 4 фильмов.

“Выбери трудный путь”

Take a Hard Ride, La parola di un fuorilegge … è legge (Италия), 1975

Хронометраж: 103 мин.

Режиссер: Антонио Маргерити

Сценаристы: Эрик Берковичи, Джеррольд Л. Людвиг

Оператор: Риккардо Паллоттини

Композитор: Джерри Голдсмит

В ролях: Джим Браун, Ли Ван Клиф, Фред Уильямсон, Катрин Спаак, Джим Келли, Дана Эндрюс, Барри Салливэн, Гарри Кэри мл., Роберт Доннер, Чарльз МакГрегор, Леонард Смит, Роналд Говард, Рикардо Паласиос, Бадди Джо Хукер, Робин Левитт

“Выбери трудный путь”, 1975
“Выбери трудный путь”, 1975

Продав стадо скота, Морган (Дана Эндрюс) умирает от болезни. Перед смертью он поручает Пайку (Джиму Брауну) доставить вырученные деньги семье Моргана в Мексику. В трудном пути домой ковбоя сопровождают игрок Тири (Фред Уильямсон), вдова Катерина (Кэтрин Спаарк) и специалист по восточным единоборствам Кэшток (Джим Келли). За ними с расстояния следит охотник за головами Кифер (Ли Ван Клиф). Потом на след группы выходит шериф Кэйн (Барри Салливан). В дороге путешественники преодолевают опасности, ссоры и прочие прелести Дикого Запада.

В фильме задействованы прекрасные актеры. Им достались интересные персонажи. Но вот связать в единое целое всё происходящее на экране режиссеру не удалось. Возможно, сказались многочисленные переработки сценария, может, что-то еще. Но мотивация двух основных героев – Кифера и Кэйна – до конца не понятна. Сначала вроде бы Кифер на стороне закона. Потом создается впечатление, что он не против умыкнуть у Пайка выручку. К финалу киноленты вообще всё смешивается и логика из действия стремительно улетучивается.

Соответственно, и Ван Клиф в фильме с одной стороне на месте. Он исполняет привычную роль крутого парня. С другой – он как-то не может определиться: злодей он или герой. Поэтому в ряде сцен ведет себя несколько странно для персонажа.

Это последний спагетти-вестерн с Ли Ван Клифом. Как бы зацикливая вестерн-карьеру актёра, его персонаж, Кифер, играет на губной гармошке подобно тому как играл Джек Колби, персонаж Ван Клифа в его первом вестерне “Ровно в полдень".

(с) Свен Железнов

О предыдущих спагетти вестернах с Ли Ван Клифом читайте в:

Спагетти-вестерны Ли Ван Клифа (часть 1)

Также читайте:

Ворота в Голливуд: Ли Ван Клиф

Взлёты и падения Ли Ван Клифа

Все вестерны Сержио Леоне

Если вы хотите читать ещё публикации по истории европейских вестернов - ставьте лайки!

Подписывайтесь на канал!