В незапамятные времена на юго-восток Китая явились переселенцы, получившие от местных жителей прозвище «хакка» - «гостевые» или «пришлые» семьи. Миновали столетия, но хакка так и остались обособленным народом, строго охраняющим свой язык, обычаи и тайны.
Незваные гости с севера
История племени хакка (на стандартном мандаринском наречии именуемого также кэцзя) насчитывает почти 4 тысячи лет, их первое место жительства – провинции Хэнань и Шэнси, старая северная граница Китая. Будущие «чужаки» веками отбивались от северных соседей, а когда в XII веке на китайские земли хлынули воинственные чжурчжэни, не смогли сдержать их натиск и с боями стали понемногу отступать на юг страны.
Переселение это было более чем массовым – по дорогам Китая двигались сотни тысяч (по другим данным – миллионы) людей, вынужденных оставить родные места. Трагедия их состояла еще и в том, что в густо заселенных южных районах их никто не ждал, и за новое место жительства пришлось бороться с оружием в руках.
Мирные крестьяне Гуандуна, Цзянси и Фуцзяня (китайские провинции, где в конце концов осели хакка) не ожидали от пришельцев такой прыти – пришлось защищать от них свои наделы, чтобы вовсе не лишиться пахотной земли. Стычки за владение землей вспыхивали то здесь, то там до самого конца XIX столетия.
В результате чужаков удалось оттеснить в самые скудные районы, где почти невозможно было заниматься земледелием. Пришлые довольствовались и этим, селились целыми кланами в самых глухих местах и совершенно не желали мешаться с местными племенами, сохраняя все свои традиции и продолжая пользоваться своим языком.
Среди хакка считалось, что забывать родной язык недопустимо, куда бы ни занесла тебя судьба. Если девушке из другого племени случалось выйти замуж за мужчину из клана хакка, она должна была в совершенстве изучить язык супруга и пользоваться только им, так же, как и родившиеся в браке дети.
Правило это соблюдалось так жестко, что среди аборигенов пошла молва о каких-то особых заклинаниях, вплетаемых людьми хакка в обычную речь. Колдовство, будто бы, позволяло им выращивать урожай там, где это было почти невозможно, излечивать любые недуги и увеличивать срок своей жизни. Правда, никаких фактов о магических умениях хакка история не сохранила – только слухи и легенды.
Зато до наших дней сохранились удивительные жилища «гостевых семей», единственные в мире крестьянские замки тулоу, в каждом из которых свободно размещался целый клан хакка.
Мой дом – моя крепость
Строительство таких домов началось не от хорошей жизни – даже в глухих уголках Китая пришлому племени часто приходилось отражать нападения местных жителей и разбойничьих шаек. Так и появились на юге Поднебесной (другое название Китая) глинобитные крепости, где «чужаки» в случае необходимости могли затвориться от врагов.
Сраженные отпором пришлых кланов южане утверждали, что тулоу в критические моменты обороны порой вовсе растворялись в воздухе, становясь невидимыми. Так ли это на самом деле – неизвестно, однако взять приступом «замки» хакка, конечно, было весьма затруднительно.
В Поднебесной действовали строгие правила, касающиеся проектов и этажности любых построек, но крепости тулоу возводились безо всякой оглядки на эти нормы. Историки выдвигают разные объяснения наплевательскому отношению «гостевого племени» к указаниям властей.
Одно из них гласит, что разрешение пренебрегать общими правилами построек выпросила у императора любимая наложница-хакка, по имени Ю. Другая версия основана на китайской пословице «горы высоки, а император далек» (аналог российского «до Бога высоко, до царя далеко»).
Тулоу строили трех основных видов: круглые, прямоугольные или усадебного типа (так называемая «форма феникса»). Все они имели сходное внутреннее устройство, лишь «усадьбы-фениксы» выглядели побогаче прочих, хотя ими владели точно такие же крестьянские кланы.
Все тулоу, как и замки европейских вельмож, получали собственные имена – в честь знаменитого предка, важного эпизода семейной истории или просто состоящие из благоприятных иероглифов.
Попасть внутрь постройки можно было через единственный вход – деревянные ворота – которые вели во внутренний двор, а оттуда открывались двери в жилые помещения.
Центром маленького мира тулоу был двор – там мужчины занимались ремеслами, женщины готовили пищу, дети играли и помогали родителям, старики наблюдали за течением жизни клана. Как и в европейских замках, внутри крестьянских крепостей непременно выкапывали хотя бы один колодец, чтобы обеспечить семейство водой для питья и стирки.
А в центре двора устраивали маленькое крытое помещение, где ставили алтарь для почитания предков. В больших тулоу этот «дом в доме» выглядел как отдельное строение. По мере необходимости он становился храмом, начальной школой для детей или местом для клановых собраний, где решались самые важные житейские вопросы.
Поскольку в тулоу жили члены одного клана, с социальной точки зрения он был по сути общежитием, в котором между жильцами равномерно распределялись как трудовые обязанности, так и имеющиеся блага. Сами хакка называли свои дома Юань Чжай (с их языка - «укрепленная деревня»).
Сегодня на территории Китая уцелело более 3000 крестьянских замков, самый древний из которых построен в середине VIII века, а наибольшее количество принадлежит к периоду XVIII – середины XX столетия. Ценность этих не похожих ни на что другое построек признана миром – тулоу включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Мясо, приготовленное трижды
Тому, что в домах хакка проживают сразу по несколько поколений одной семьи, мир обязан еще одним приобретением – вкуснейшим «трижды тушеным» мясом. О происхождении этого блюда рассказывает старинная китайская легенда.
Однажды после обряда поклонения предкам рачительная старшая невестка решила использовать пищу, оставшуюся от ритуала. Она потушила свинину, а к ней приготовила рагу из овощей, так что вся семья наелась вдоволь, и еда еще осталась на завтра.
На следующий день средняя невестка добавила к остаткам мяса бобовый творог и еще потушила новое блюдо. Семья отобедала не хуже, чем накануне, и немного свинины снова осталось в котле. И на третий день младшая невестка взяла объедки от вчерашней трапезы, добавила к ним вяленого мяса кальмара, потушила получившуюся смесь, а к ней приготовила жареные в масле овощи.
Мясо, которое готовили три дня подряд, приобрело необычайную нежность, а лишний жир вытопился во время тушения. Глава семьи похвалил женщин за бережливость и умение из малого создавать вкусную, питательную пищу. А племя хакка получило рецепт, который по сей день готовят хозяйки в Китае, Тайване и Гонконге.
Современное блюдо объединяет в себе старания всех трех невесток-хакка. Свинину тушат сначала с кальмаром, затем добавляют сухой бобовый творог и стебли сельдерея, потом дополняют все это великолепие зеленым луком, острым перцем, соевым соусом и винным уксусом, а готовый кулинарный шедевр подают обычно с белым рисом.
Слава необыкновенного тушеного мяса давно распространилась среди любителей экзотической азиатской кухни, и потому пользуется большим спросом во многих ресторанах, где подают блюда племени хакка.
Грядет мировое господство?
Кроме уникальных построек и завоевавшего весь мир рецепта хакка знамениты своим активным участием в политике и революционных движениях. Как ни странно, причиной тому стали непригодные для земледелия участки, на которых селились «гостевые» кланы.
Лишенные возможности кормиться за счет сельского хозяйства, молодые мужчины хакка отдавали все силы самообразованию, и в конце концов избирали карьеру чиновников или военных. Многовековая традиция привела к тому, что представители этой народности во множестве оказались в органах власти и в армейской верхушке.
Одновременно хакка «отметились» в самой гуще многих революционных потрясений последних двух столетий китайской истории. Например, лидеры знаменитого восстания тайпинов против манчжурской императорской династии Цин в середине XIX века все до одного принадлежали к племени хакка.
Во главе буржуазной Синьхайской революции, сбросившей таки манчжуров с престола полстолетия спустя, также стоял чистокровный хакка Сунь Ятсен. При этом он пользовался мощной поддержкой бизнесменов и интеллигенции из числа соплеменников.
Среди наиболее известных современных политиков хакка – организатор китайских реформ Дэн Сяопин, первый избранный народом президент Республики Китай родом из Тайваня Ли Дэнхуэй и создатель «Сингапурского экономического чуда» Ли Куан Ю. В Китае, Тайване, Индонезии, Малайзии «чужаки хакка» не одно столетие занимают солидное положение в общественной жизни, политических процессах и бизнес кругах.
А диаспоры хакка по всему миру (общее количество представителей этого народа превышает 30 миллионов) служат скрытым инструментом китайской элиты для поддержки ее интересов в других странах. Кто знает, может быть, прогноз некоторых конспирологов об угрозе «азиатской экспансии» не так уж фантастичен? Если китайцы в самом деле строят планы завоевания нашей планеты, во главе «единого мира» когда-нибудь вполне могут встать хакка.
Екатерина Кравцова