Найти в Дзене
Никита Иванов

Враги мои возлюбленные.

Три простых и ясных слова. Можно ставить между ними запятую где угодно, а можно не ставить совсем. Но с каждым действием открывается новая глубина смысла. Это все потому, что источник этих слов – Сам Спаситель. Он ради возлюбленных Своих людей, которые сами стали Ему врагами, взошел на Крест и принял страдания.

Любовь к врагам – это высшая форма любви, которая дарована человеку Богом. Ее не то чтобы стяжать, ее понять трудно. Сама по себе она никак не понимается, только видится через совершенство Христа и Его жертву. Как можно любить того, кто тебя ненавидит? Это ведь неестественно. Если усилием ума – будет фальшь, да и где взять такое нечеловеческое усилие. Если представлением чувств – то будет самообман, мечта. Как только увидишь предмет твоей любви поближе, так сразу и поймешь, как ты его «сильно» любишь, не зря говорят: от любви до ненависти один шаг.

Как и чем приобрести эту малопонятную практически любовь? В лучшем случае, изо всех сил простишь обидчика, а любить его как возможно? Боль от обиды, как рана, долго затягивается. Иногда даже кажется, что и добра ему желаешь, и счастья, и, может быть, помог бы чем, только на расстоянии, подальше, теоретически. А увидишь его, и снова обида перед глазами. Сколько родных братьев и сестер, да и многих других, десятилетиями не общаются. Беда.

Но путь к такой настоящей любви все же есть. Это путь Христов. «Уже подвижник не осуждает ближнего; уже он отпустил ему все согрешения его; уже он молится за него как за своего сочлена, принадлежащего одному телу; уже он признал и исповедал, что все скорби, случающиеся рабу Божию, попускаются не иначе, как по мановению Божию; уже он покорился воле Божией во всех обстоятельствах, частных и общественных», – пишет святитель Игнатий Брянчанинов. Вот ясный и прямой путь к такой любви – покорность воле Божьей, которая всякую скорбь через людей попускает нам для нашего спасения и совершенства.

Когда христианин видит в каждом своем мнимом враге орудие в руках промысла Божьего и орудие это действует по великой любви к нам Спасителя нашего, такое орудие само достойно любви и сострадания. Как смертельно больной человек готов лобызать руки спасающего его врача, так и мы, с покорностью принимая скорби и поношения от людей, принимаем их от Того, Кто Сам принял поношения, унижения, раны и саму смерть от людей, покорившись Отцу, и Промыслу, и Любви. При этом любовь к врагам становится не только понятной, но и действенной, радостной, чистой.

Покорность промыслу Божьему – великое приобретение. На такое приобретение нужны годы, а может и жизни не хватить. Но главное помнить, что покорность по-настоящему может быть только Тому, Кого и любишь по-настоящему.

Предательство Иуды.
Предательство Иуды.