Вы смотрели фильм «Приходите завтра»? Ольга Хотим и ее подруга приехали поступать в институт. Но в институт они поступали и поступили не по рекомендации, не по совету родителей. А вот с цирком получилось почти как в фильме.
Вот что рассказала Ольга:
Слухи о нас добрались до Москвы раньше нас. О девчонках, которые сумели обскакать джигитов, услышали в Цирке на Вернадского. Вот нас и пригласили, узнав о том, что мы в Москве. Как я уже и говорила, в это время еще работали все артисты с мировым именем. В их числе был и Юрий Бирюков. У него была большая конюшня, и он позвал нас к себе. И мы пошли, прямо с сумками. Нам по семнадцать, мы впервые в столице. Совсем как в фильме «Приходите завтра». Правда, нам повезло, и нас приняли сразу.
Тяжело было поначалу. Уставали только от больших расстояний. Мы ведь из провинции, все непривычно. К тому же мы впервые уехали от родителей! Засыпали стоя в метро и проезжали мимо своей остановки. Но втянулись. Даже подрабатывать не приходилось. Те суммы, что нам платили в цирке, были в три раза выше нашей зарплаты на ипподроме. Может быть, на самом деле для Москвы это были копейки, но мы ведь не балованные девчонки были, укладывались. Жили мы в гостинице при цирке.
Все было хорошо, но не очень интересно. Лошади старые, мы ассистенты, так что ездили сами мало. А ездить хотелось! В это время в Цирке на Цветном бульваре выступал коллектив Алексея Дементьева. Были слоны и большой конный номер «Конная кадриль».
Мы пришли посмотреть, увидели девчонок на лошадях и нам очень понравилось. И нам опять повезло, нас позвали поработать. Представляете, как у нас карьера началась? С самых лучших цирков страны!
Конным номером занималась Елена Павлович, она до сих пор выступает. Мы попали под ее опеку. Вот с ней мы уже долго проработали. Сначала рабочими по уходу за животными. На лошадях у нее ездили балерины. Но балерины ездили на лошадях плохо, поэтому мы объезжали лошадей для разминки. Балерины были счастливы. Им после выездки на шпагат было сложно садиться. В итоге там я впервые сама и выехала в номере на манеж.
- И сразу подхватили вирус? Я про аплодисменты.
- Ой, нам страшно было. Мне казалось, что две тысячи зрителей смотрят только на меня. Меня колотило. Так что про вирус ничего сказать не могу. Со временем привыкаешь и к аплодисментам, но конечно нравится, когда тебе хлопают. Пять лет я отработала у Корнилова-Дментьева. А потом захотелось расти. Я решила сделать свой номер, Алексей не возражал.
- А вообще легко из номера на сольный отпускают?
- От руководителя все зависит. Кому-то такая инициатива могла не понравиться. Но Алексей напротив, даже подбодрил. У меня уже была лошадь, с которой я работала, и это было замечательно! Подготовила номер и ездила уже сама.
- Сложно из группы переходить на сольный номер? Все-таки это другая психология?
- Было страшно. Но не за сам номер. Я ведь не в омут с головой бросалась. А вот утверждение в Главке было волнительным моментом. Все остальное в Цирке на Цветном бульваре тогда еще было: костюмы, режиссер номера, музыку помогали подбирать. Это сегодня молодым артистам приходится в основном все делать самим. Я была окружена такими профессионалами, что творческая сторона не беспокоила вообще.
Пришла к знаменитому Виталию Филипповичу Воробьеву, который работал в отделе формирования, и говорю: вот кассета с номером, он уже готов, так что мне денег никаких не нужно, хочу выступать! А он всегда любил помогать молодежи. Он посмотрел и тут же позвонил: «Эту девочку надо взять!» А было мне тогда всего 23 года. Так я стала артисткой Росгосцирка.
Думаю, что мне просто повезло. Рядом со мной всегда находили отзывчивые и внимательные люди. При этом великие артисты. С Дементьевым даже в самые сложные годы для страны мы гастролировали по всему свету. От Алексея я перешла в коллектив Татьяны Филатовой. Дальше был коллектив Мстислава Запашного старшего. Сначала он ко мне относился немного снисходительно. Девочка на лошадке! А потом, когда сам посмотрел номер, дал несколько профессиональных советов. Он ведь был настоящим мастером во многих жанрах.
- А были победы на фестивалях?
- Мне очень хотелось выступить на «Принцессе цирка». Заявку утвердили, но в самый последний момент оказалось, что рекламщики тура гастролей нашей труппы, категорически против моего отъезда. Деньги решали все. Меня не отпустили. После этого мне уже как-то не очень хотелось куда-то ехать. Из принцессы я выросла, а другие фестивали так не привлекали. Огорчение по этому поводу компенсировал теплый прием зрителей.
- Провалы случались?
- Нет, животных ведь всегда хорошо принимают (смеется). А потом я попала в коллектив Николая Павленко и забыла обо всех огорчениях. Это Великий профессионал. Он единственный из отечественных дрессировщиков имеет высшую награду фестиваля в Монте-Карло. Он так много дал мне в плане дрессуры. Я три года ходила заворожено смотреть, как он репетирует с тиграми.
- А он не предлагал вам войти в клетку к тиграм?
- Нет. Он всегда работает один. Даже жену не впускал, которая возилась и кормила этих тигров, когда они были малышами. В общем, смотрела, смотрела, и самой захотелось опять что-то новое сделать.
Продолжение следует…
Андрей ВАРТИКОВ фото из архива Ольги Хотим.