Не только в преддверии очередной годовщины Великой Победы советского народа необходимо помнить всех и каждого, ковавшего её. Не все до неё смогли дожить. Вечная им память! Но и далеко не все встретили её во всеоружии и праздничным салютом. 16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного Главнокомандования Красной Армии №270, в котором наряду с положительными примерами говорилось, что командующий 28-й армией генерал-лейтенант
В.Я. Качалов, командующий 12-й армией генерал-майор П.Г. Понеделин и командир 13-го стрелкового корпуса генерал-майор Н.К. Кириллов Военной коллегией Верховного Суда были заочно приговорены к расстрелу.
Доживём до Понеделина
Названный в пресловутом приказе генерал-лейтенантом Павел Григорьевич Понеделин родился 4 марта 1893 года в Костромской губернии. С началом Мировой войны в 1914-м призван в Русскую Императорскую армию. В 1915-м окончил Московскую школу прапорщиков и направлен на фронт. В Красной Армии с её основания.
В Гражданскую воевал сначала вместе с Махно, а потом и против него.
В 1919—1920 гг. за Польский поход был удостоен двух орденов «Красное Знамя» РСФСР. После окончания Военной академии им. М.В. Фрунзе преподавал в ней «тактику». Затем переведён в Ленинград председателем «Осоавиахим». С марта 1934-го — военком Ленинградской пехотной школы имени Э.М. Склянского. С присвоением в 1938 году звания комбриг до 15 декабря 1939-го служил начальником штаба 1-го стрелкового корпуса. Затем «спущен» в командиры 139-й стрелковой дивизии.
4 июня 1940-го переаттестован в генерал-майоры и следом назначен начальником штаба Ленинградского военного округа. С марта 1941-го командовал 12-й армией Киевского Особого военного округа. По Уманью возле села Подвысокое в июле попал в окружение. 7 августа при попытке выхода из окружения генерал-майор Понеделин вместе с командиром
13-го стрелкового корпуса генерал-майором Николаем Кузьмичём Кирилловым попал в плен. Несмотря на то, что сотрудничать с врагом отказался и до конца апреля 1945-го находился в концлагере, фото с пленными генералами немцы использовали в пропагандистских целях.
В результате, его жена Нина Михайловна и отец Григорий Васильевич были признаны членами семьи изменников Родины (ЧСИР) и арестованы.
С точки зрения подписавших Приказ №270 И. Сталина, В. Молотова,
С. Будённого, К. Ворошилова, С. Тимошенко, Б. Шапошникова и Г. Жукова Понеделин «имел полную возможность пробиться к своим, как это сделало подавляющее большинство частей его армии. Но Понеделин не проявил необходимой настойчивости и воли к победе, поддался панике, струсил и сдался в плен врагу, дезертировал к врагу, совершив таким образом преступление перед Родиной, как нарушитель военной присяги», и с 7 августа 1941 года находился в немецком плену.
29 апреля 1945 года его освободили американцы. 3 мая передали советским представителям. 30 декабря находившегося под следствием генерала арестовали, обвинив в измене Родине, и поместили в Лефортовскую тюрьму. Виновным в сотрудничестве с немцами Понеделин, несмотря на меры воздействия, себя не признал. В начале 1950 года написал письмо И.В. Сталину с просьбой пересмотреть его дело, но 25 августа Военной коллегией Верховного Суда он был приговорён к расстрелу с немедленным исполнением приговора.
13 марта 1956 года Военной коллегией Верховного Суда приговор был отменён, а генерал посмертно реабиллитирован. Но кому от этого легче?
Третьим будет
Третий отрицательный пример, упомянутый в Приказе №270, Николай Кузьмич Кириллов родился 30 ноября 1897 года в Саратове. В мае 1916-го призван в ряды Русской Императорской армии, но оставлен в Саратове рядовым 90-го запасного полка. В декабре направлен в Оренбургскую школу прапорщиков, по окончании которой с июня 1917-го командовал взводом 305-го пехотного полка на Западном фронте. Затем избран командиром роты и батальона. В феврале 1920 года призван в ряды РККА. В июне 1921-го назначен командиром роты всеобуча Саратовского губвоенкомата, в мае 1922-го — командиром взвода 4-го стрелкового полка 2-й бригады, дислоцированной в Саратове. С июня — помощник командира роты, затем командир роты 94-го стрелкового полка, начальник дивизионной школы, начальник штаба и командир 97-го стрелкового полка 33-й стрелковой дивизии. В августе 1929-го окончил стрелково-тактические курсы «Выстрел». Окончив заочно два курса Военной академии имени М.В. Фрунзе, в августе 1932-го направлен на учёбу в Военно-воздушную академию им. профессора Н.Е. Жуковского, однако в сентябре был отозван и назначен на должность инспектора 15-й авиабригады. А в марте 1933-го — командиром 50-го стрелкового полка. На следующую ступень Кириллов поднялся в январе 1937-го, став начальником штаба 19-й стрелковой дивизии. Однако репрессии комсостава РККА поспособствовали взлёту не причасного к заговору военных. Спустя пару месяцев он уже командир дивизии, а в феврале 1938-го поднимается до командира 13-го стрелкового корпуса Киевского военного округа. В сентябре—октябре 1939-го корпус в составе Украинского фронта громит поляков, в июне—июле 1940-го в составе 12-й армии Южного фронта занимает Северную Буковину. 22 июня 1941-го врага на своей территории встретили западнее Станислава (ныне — Ивано-Франковск, Украина). Выйти из под флагнового удара корпус не успел и был окружён южнее Умани. 10 августа генерал-майор Николай Кириллов был пленён. По мнению авторов приказа, он не смог «организовать вверенные ему части для стойкого отпора противнику и выход из окружения, дезертировал с поля боя и сдался в плен врагу. В результате этого части 13-го стрелкового корпуса были разбиты, а некоторые из них без серьезного сопротивления сдались в плен». Отказавшегося сотрудничать с врагом генерала всю войну содержали в концлагерях Вольфхайде и Дахау.
3 мая 1945 года Кириллов освобождён «Союзниками» и передан представителям «СМЕРШ», которыми переправлен в Москву. 30 декабря на находящегося под следствием Кириллова был выписан ордер на арест. 25 августа 1950 года Военной коллегией Верховного суда СССР по ст. 58,
п. 1 УК РСФСР приговорён к высшей мере наказания и в тот же день расстрелян.
По определению Военной коллегии Верховного суда СССР
от 29 февраля 1956 года дело в отношении расстрелянного
Николая Кузьмича Кириллова было прекращено «за отсутствием состава преступления». Он был посмертно восстановлен в воинском звании и праве на награды.
Собаки Качалова
Крестьянский сын Владимир Яковлевич Качалов всегда мечтал посвятить себя служению Отечеству. С 1910-го по 1912 год служил вольнопределющимся. С началом Мировой войны был мобилизован и направлен в школу прапорщиков. Полчив первую звёздочку на погоны командовал ротой 58-го пехотного Прагского полка (полк получил наименование Прагский за участие в 1831 году в подавлении польского восстания в предместье Варшавы Праге — прим. авт.). Служил достойно, поскольку в феврале 1917-го в чине капитана был выбран командиром полка. Октябрьский переворот принял без колебаний. Вскоре стал начальником полевого штаба 2-й Конной армии. По окончании Гражданской последовательно закончил Военно-академические курсы высшего комсостава РККА, стрелково-тактические курсы усовершенствования комсостава РККА «Выстрел» и Особый факультет Военной академии имени М.В. Фрунзе. Командовал 1-й отдельной Туркестанской кавалерийской бригадой, 11-й кавалерийской дивизией, 10-й Майкопской кавалерийской дивизии, 14-й кавалерийской дивизии имени А. Пархоменко. Затем «слез с лошади», назначенный командиром 6-й Орловской стрелковой дивизии, командиром и военкомом 22-й стрелковой дивизии, командиром 9-го стрелкового корпуса, заместителем, а следом командующим Северо-Кавказским военным округом. К началу войны 50-летний генерал-лейтенант командовал войсками Архангельского военного округа, на базе которого была сформирована и переброшена на Западный фронт 28-я армия.
В Смоленском сражении Качалов возглавил оперативную группу из трёх дивизий (104-я, 145-я и 149-я), которая отбросила противника от Рославля за реку Стометь и... связь с ней прервалась. 16 августа вышел Приказ Ставки №270, в котором в частности говорилось: «Командующий 28-й армией генерал-лейтенант Качалов, находясь вместе со штабом группы войск в окружении, проявил трусость и сдался в плен немецким фашистам. Штаб группы Качалова из окружения вышел, пробились из окружения части группы Качалова, а генерал-лейтенант Качалов предпочёл сдаться в плен, предпочёл дезертировать к врагу». Он не смог нанести «поражение фашистским собакам».
29 сентября Военная коллегия Верховного Суда СССР, признав обвинение Качалова по статье 58-1, п. б УК РСФСР доказанным, заочно приговорила его к смертной казни». И оставался он изменником Родины до конца
1953-го. Правда, сначала стали доступны дневники командира немецкого IX армейского корпуса (IX. Armeekorps), генерала пехоты Германа Гейера (1882—1946), в которых было написано буквально следующее: «На месте я смог убедиться своими глазами, насколько ожесточёнными были бои под Ермолино 4 и ночью на 5 августа. Здесь осталось множество сгоревших и брошенных танков. В одном из них мы нашли убитого русского командующего…» Проведённое на этом основании расследование, установило место и обстоятельства гибели Качалова. После эксгумации его перезахоронили в посёлке Стодолище Починковского района Смоленской области.
23 декабря 1953 года Военная коллегия Верховного Суда СССР отменила свой приговор от 29.09.1941 и реабилитировала погибшего смертью храбрых генерала. И лишь 13 февраля 1954 года Приказом Министра обороны СССР его признали «погибшим в бою во время Великой Отечественной войны».
***
Печальный список невинно оклеветанных в начальный период Великой Отечественной войны советских военачальников тремя фамилиями, отражёнными в Приказе №270, не ограничился. О других преданных, убитых и забытых читайте в следующих главах.
Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!