Найти тему

Почему сказка в театре отличается от сказки в книжке?

Продолжаю цикл статей на тему «Как сходить с ребенком в театр и не пожалеть об этом» Сегодня хочу затронуть тему отличий сказки в книжке от сказки на сцене.

Часто приходится слышать вопросы от зрителей. «А почему у вас в театре сказка не такая как в книжке? Почему нельзя просто взять, и сказку «Репка» поставить слово в слово. Вот как у нас в книжке написано. Зачем что-то придумываете постоянно? Самовыражаетесь так?»
Давайте разбираться. Не буду грузить вас мудреными понятиями, такими как драматургия , линии конфликтных взаимоотношений, сквозное действие,и страшным словом «сверхзадача». Попробую на пальцах.

Первое и самое понятное. Если ставить спектакль по сказке «Репка» слово в слово как написано в книжке , спектакль закончится через 5 минут. Именно столько потребуется вам на то, чтобы не спеша рассказать эту сказку, и , о чудо, именно столько же потребуется и нам, чтобы разыграть ее на сцене слово в слово.

Второе и тоже очевидное. У вас одна книжка , а, например, у мамы мальчика Пети другая. Книжки разные. И сказки там тоже разные. Вроде персонажи те же, и репка на месте, а написано по разному. Знаете почему? Потому что «Репка» -- сказка народная. Нет у нее одного автора. Каждый сказку по своему рассказывает, где-то что-то добавляет, где-то убирает.

-2

Тут самое время второй вопрос мне задать. Ну с народными сказками понятно. А если авторская сказка? Там-то текст везде одинаковый. Что вам не имётся тогда? Взяли книжку, выписали все реплики и готово. Зачем в драматургов зовете? Они понапридумывают невесть чего. Нельзя без этого?

Верно, говорю. В театре всегда конкретный автор есть. Драматург. Его задача в общем и целом если, взять сказку и написать по ней пьесу. А пьеса от книжки всегда очень сильно отличается.

Потому что в книжке автор все что хочешь написать может. Что персонаж чувствует, о чем он мечтает, про что вспомнил неожиданно, какие у него в детстве мечты были, с кем он дружил, с кем подрался 5 лет назад, какие у него планы в голове на следующий вторник и как у него после завтрака в животе бурлит. А на сцене все это не напишешь. Есть у нас шутка такая, когда что-то непонятно в спектакле, говорим «ну это в программке напишем» Так ведь никакой программки не хватит, чтобы все про всех расписать. На сцене показывать надо. И чтоб понятно было.

-3

Ну, как живот бурлит еще можно показать. В театре кукол – вообще легче легкого. А вот какие планы коварные у Бабы Яги например в голове роятся, как задумала она Ивана Царевича в печку посадить, чтобы никуда не ходил и царевну не спасал. Вот эти планы так просто не покажешь. Баба Яга может такая быть в сказке, что по ней сразу и не заподозришь плохого. Вон в платочек вырядилась, клыки втянула. Прелесть, а не старушка. Как быть?

Выхода два. Либо Баба Яга начинает ни с того ни с сего прямым текстом в зал говорить о своих планах, объясняя, что задумала. Это монолог называется. Чтоб зритель понимал о чем вообще речь идет и чего она хочет. Есть более тонкий вариант, когда в доме у Бабы Яги живет Мышка, например, и Баба Яга ей все свои планы рассказывает. Как бы ей, но по сути нам, зрителям. Вот , кстати, и дополнительный персонаж появился, которого в книжке не было. Но это все полумеры. Это не очень хорошо. А хорошо бывает, когда драматург сказку на мельчайшие винтики разберет, поймет как она устроена, да соберет обратно уже по театральным законам. Чтобы на сцене персонажи только говорили друг с другом, только поступки какие-то совершали, а зрителю без всяких авторских ремарок и объяснений было все понятно. И про живот, и про то что 20 лет назад сперсонажем было. Кто чего хочет, кто злодей, а кто хороший.

Возможно для этого придется новых героев в сказку ввести. Возможно диалоги добавить. Что-то наоборот убрать, за ненадобностью. Возможно даже некоторые события местами поменять, но цель у всего этого одна. Рассказать историю так, чтобы вам зрителям было интересно и понятно.

Так что ничего в театре просто так не бывает. И сказка в книжке от сказки в театре отличается. Но ведь так даже интереснее! Прочитал сказку, посмотрел спектакль, а потом можно с ребенком обсудить. Почему тут так, а тут эдак. Как он себе персонажа в книжке представлял , и каким в театре увидел. И где он ему больше понравился.

-4


На сегодня все. Спасибо, что дочитали. Присоединяйтесь, задавайте вопросы. Давайте разговаривать


Сказки
3041 интересуется