Конечно да!
Последнее время в России сложилась тенденция безразборно ругать отечественное кино и, честно сказать, есть за что. Современные массовые картины либо отвратительно копируют голливудские блокбастеры ("Экипаж", "Притяжение") , либо спекулируют советским прошлым ("Легенда № 17", "Движение вверх"), рассчитывая на то, что зритель, скорее всего, безмозглый робот или недалекий ребенок. А без хорошего, устоявшегося массового кино не может свободно существовать авторское, т.е. такое кино, в котором отчетливо прослеживается автор, с его идей, почерком, стилем и взглядом.
Однако сегодня, несмотря на неумелую политику властей в области культуры, авторское кино в России живет и даже умудряется успешно участвовать на международных фестивалях. Конечно, награда на том или ином фестивале не является гарантией качества фильма (и уж тем более гарантией того, что вам этот фильм понравится), но для отечественной индустрии даже участие на крупном кинофестивале является большим успехом, а значит открывает возможности для привлечения дополнительных средств и расширения собственных границ.
В следующей подборке, которую я разделил для удобства на несколько частей, мне хотелось бы рассказать о некоторых интересных современных российских фильмах. Я очень люблю российское кино, и мне всегда больно слышать, когда люди с ненавистью отзываются об отечественном кинематографе. Нужно признать, что сегодня в кино у нас глубочайший кризис (причем дело даже не в финансовой составляющей), но важно понимать, что выход из этого кризиса есть, и не нужно отчаиваться.
Итак, лучшие современные российские фильмы (для условности будем понимать "современность" как 21 век):
Возвращаение, 2003
Режиссер Андрей Звягинцев
В России к Андрею Звягинцеву относятся по-разному: кто-то называет его гением и надеждой отечественного кино, кто-то ругает за чернуху и нелюбовь к России, но отрицать сегодняшний успех Звягинцева глупо. Для знакомства с этим режиссером я рекомендую его дебютную ленту, наиболее оторванную от современности и политики. Это таинственное, метафоричное кино с философским подтекстом о возвращении отца в жизнь двух братьев, которые никогда его не видели, покорило Веницианский фестиваль, где Звягинцев получил главный приз и стал одной из знаковых звезд современного российского кино.
Как я провел этим летом, 2010
Режиссер Алексей Попогребский
Этот специфический, витиеватый фильм, снятый на холодной Чукотке и повествующий о двух работниках полярной станции, наделал много шуму в свое время. Кино завораживающее, одновременно и притягивающее, и отталкивающее от себя. Здесь, конечно, хочется отметить талантливую игру двух актеров, которая по достоинству была оценена на Берлинале 2010, глубинную мощь русского Севера и гениальную режиссуру Алексея Попогребского, у которого получилось сделать камерный, и в то же время концептуальный триллер.
Космос как предчувствие, 2005
Режиссер Алексей Учитель
Алексей Учитель, в отличие от двух предыдущих режиссеров, постановщик более массовый. Дебютировал он фильмом "Рок", в котором снялись известные советские рокеры (Цой, Гребенщиков, Башлачев и др.). Впоследствии снимал совершенно разное кино и даже номинировался на Оскар с фильмом "Край" в 2010 году. Но мне хочется выделить из его фильмографии ленту "Космос как предчувствие". Это поэтическая зарисовка-фантазия о конце 50-х в СССР, предчувствии чего-то нового и важного. Очень тонкая и эстетически приятная картина с лучшими актерами России.
Продолжение следует! Если вам понравилось, подписывайтесь на канал и смотрите другие статьи, посвященные отечественному кино:
Статья про списки лучших фильмов (в списках много отечественных фильмов)