Найти тему
ДМК

Скрытый психологический смысл: разбор фильмографии Дэвида Финчера

Оглавление

Пока многие смотрели фильмы про эпидемии и изоляцию, я принялся за ревизию одного из своих самых любимых режиссеров – Дэвида Финчера. Изначально просто в качестве досуга.

Но при просмотре задался целью обнаружить что-то новое для себя, как недавно проделал с фильмографией Пола Томаса Андерсона.

Обычно в рецензиях на фильмы Финчера указывают на то, что его привлекают "не такие как все" герои (психи, маньяки, извращенцы). Много написано текстов и сделано роликов о технической составляющей – типичной для Финчера цветовой палитре, излюбленных операторских ходах, режиссерских фишках и общей атмосфере фильмов (я тоже немного написал об этом здесь).

Я же хотел найти нечто концептуально связующее все или почти все фильмы, но о чем я еще нигде не читал. Допускаю, что увиденное мной отнюдь не ново, так как Финчер давно в игре, и масса критиков и психологов уже по косточкам его разобрала.

-2

Но, повторюсь, лично я никаких обобщающих статей предварительно принципиально не читал, чтоб не смотреть чужими глазами.

Для начала надо оговориться, что Финчер не сценарист, и в отличие от, скажем, Вуди Аллена или Тарантино, ни для одного из своих фильмов сценариев он не писал.

Поэтому исходить надо из того, что при выборе каждого следующего проекта – а Финчеру давно ничего не навязывают – режиссера в чужом сценарии должно цеплять наличие чего-то очень ему близкого. И просто присутствия какого-то очередного психопата в качестве героя в данном случае явно недостаточно. Иначе Финчер давно бы скатился в самоповторы "Семи".

-3

Коммерческий потенциал мы тоже сразу отметаем, потому что даже в случае с блокбастерами его зачастую трудно предсказать (вспомним хотя бы "Одинокого рейнджера"), а уж в случае с триллерами со взрослым рейтингом и подавно. Должны быть некие маркеры в сценарии, при прочтении которых автор понимает, что проект для него.

Так вот моя интерпретация фильмографии Финчера такова – он режиссер хрупкости и иллюзорности того уютного мирка, что человек создает вокруг себя. Финчер говорит своему зрителю: где-то есть кто-то, о ком ты даже не подозреваешь, но он следит за тобой, считывает слабости и придет забрать у тебя что-то ценное/ разрушить твой мир. Причем зачастую деятельность «кого-то» выступает неким наказанием.
Пройдёмся по самим фильмам.

"Семь"

("Чужой 3" я не рассматриваю, потому что Финчера выгнали со съёмок, а фильм досняли и смонтировали без его участия).

-4

Здесь мою идею можно применить к каждой жертве: и наркоман, и обжора, и проститутка, и уж тем более, модель и адвокат живут в комфортном для них состоянии. Да, у двоих из них с точки зрения простолюдина и не жизнь вовсе, а какой-то ад и свинарник, но им-то не привыкать, да и выбор это их собственный.

Но внезапно в их жизни появляется человек, который в силу своих убеждений считает сотворённое ими с собой неправильным, и поэтому уничтожает все.

Это применимо и к герою Питта, у которого отнимают единственную отдушину от грязной работы – семью, а заодно и свободу, получая возможность «подумать над своим поведением».

"Игра".

-5

Собственно, в чем смысл этой самой игры, ради чего фирму "CRS" нанимают для друзей и родственников? Чтоб напугать их исчезновением того, что они ценят больше всего и того, чего они не ценят, пока у них это не отберешь. В случае с героем Дугласа это деньги и брат соответственно.

В финале герой понимает, что нужно проявлять к людям больше эмпатии, а не смотреть на них как источник финансирования или затрат.

"Бойцовский клуб".

-6

Ну, здесь и без меня написаны тонны макулатуры. Но следуя моей концепции мы еще более выпукло видим заявленное в начале – практически сразу же у главного героя уничтожают его с любовью обставленную квартиру, единственную радость в жизни.

И несмотря на то что позже выясняется, что проделал он все сам, сути это не меняет, ведь в какой-то момент он решает покончить с проектом "Разгром" и с Тайлером, чтоб остаться с Марлой, которую Тайлер у него уводил (новая ценность и угроза ее потери).

Отличительная особенность этого фильма в том, что этот самый концептуальный «кто-то» сидел в самом герое, но до определенного момента для него он был именно что человеком со стороны.

Ну а Джек остается с любимой.

"Комната страха".

-7

Здесь все просто: бандиты приходят ограбить дом и чуть не убивают ребенка – самое важное в жизни главной героини. Но если вся банда выступает «кем-то» по отношению к героине Джоди Фостер, то в самой банде "кем-то" является Рауль по отношению к персонажу Джареда Лето.

В общем-то, в итоге у главной героини ничего не отняли, а вот персонаж Лето потерял всё, в том числе и жизнь.

Главная же героиня с дочерью в конце выбирают в объявлениях хату поменьше, как бы усвоив урок.

"Зодиак".

-8

Ситуация аналогична "Семи", так как тут тоже есть маньяк, отнимающий жизни, только в этот раз специализирующийся на влюбленных парочках. Но под мою концепцию подходит и другой персонаж фильма – герой Джейка Джилленхола.

До поры до времени маньяк знал только о расследовании полиции и журналистов, но про карикатуриста знать не знал, а ведь именно тот провел самое крупное расследование.

Правда, сам Зодиак от него никак не пострадал, но целью главного героя было именно разрушение привычного для Зодиака хода вещей.

"Социальная сеть".

-9

Тут сначала Цукерберг выступает «кем-то», кто рушит грандиозные планы братьев Уинклвосс и Эдуардо Саверина, использовав против них их же слабости. Затем они меняются местами, и уже те пытаются отобрать дело всей жизни главного героя - Facebook.

Можно возразить, что все они были меж собой знакомы. Да, но ни Уинклвосс, ни Саверин не предполагали, что Цукерберг их кинет.

"Девушка с татуировкой дракона".

-10

Персонаж Лисбет Саландер в принципе работает этим самым «кем-то, кто может разрушить мирок», копаясь в личной жизни кого прикажут. Но в такой же роли тут выступает и персонаж Крейга по отношению к главному злодею, у которого все до поры до времени шло идеально.

Кстати, сам злодей в свою очередь выступал «кем-то» по отношению к еврейским девушкам, нарушившим прописанное в Библии.

"Исчезнувшая".

-11

Персонаж Бена Аффлека с точки зрения его жены расслабился и превратился в дурную копию себя, предал их совместные идеалы, а посему должен потерять все – в том числе и жизнь.

Герой даже представить не мог, что втайне готовится адский план по разрушению его жизни. Но внезапно для героини все начинает складываться так, что это она, недооценив мужа, оказалась в опасности проиграть свою же игру.

"Загадочную историю Бенджамина Баттона" я включать не стал, потому что это самый не финчеровский фильм. С натяжкой можно сказать, что тут в роли «кого-то» выступает время или смерть, но не будем натягивать сову на глобус.

Подытоживая эту часть разбора, можно сделать вывод, что связующее звено фильмов Финчера – это не наличие в мире больных и странных людей, а то, что созданное тобой окружение не константа. И если ты не будешь бдителен, соблюдать определенные правила (заповеди, брачные обязательства, золотое правило морали), за тобой придут.

Зачастую человек только тогда осознает ценность чего-либо, когда оно оказывается под угрозой исчезновения. Поэтому в любом деле надо быть идеальным.

-12

Но об этом во второй части

Спасибо, что дочитали текст. Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии.

Также вы можете зайти в мою группу ВК. Там я выкладываю другие интересные материалы