Пока многие смотрели фильмы про эпидемии и изоляцию, я принялся за ревизию одного из своих самых любимых режиссеров – Дэвида Финчера. Изначально просто в качестве досуга.
Но при просмотре задался целью обнаружить что-то новое для себя, как недавно проделал с фильмографией Пола Томаса Андерсона.
Обычно в рецензиях на фильмы Финчера указывают на то, что его привлекают "не такие как все" герои (психи, маньяки, извращенцы). Много написано текстов и сделано роликов о технической составляющей – типичной для Финчера цветовой палитре, излюбленных операторских ходах, режиссерских фишках и общей атмосфере фильмов (я тоже немного написал об этом здесь).
Я же хотел найти нечто концептуально связующее все или почти все фильмы, но о чем я еще нигде не читал. Допускаю, что увиденное мной отнюдь не ново, так как Финчер давно в игре, и масса критиков и психологов уже по косточкам его разобрала.
Но, повторюсь, лично я никаких обобщающих статей предварительно принципиально не читал, чтоб не смотреть чужими глазами.
Для начала надо оговориться, что Финчер не сценарист, и в отличие от, скажем, Вуди Аллена или Тарантино, ни для одного из своих фильмов сценариев он не писал.
Поэтому исходить надо из того, что при выборе каждого следующего проекта – а Финчеру давно ничего не навязывают – режиссера в чужом сценарии должно цеплять наличие чего-то очень ему близкого. И просто присутствия какого-то очередного психопата в качестве героя в данном случае явно недостаточно. Иначе Финчер давно бы скатился в самоповторы "Семи".
Коммерческий потенциал мы тоже сразу отметаем, потому что даже в случае с блокбастерами его зачастую трудно предсказать (вспомним хотя бы "Одинокого рейнджера"), а уж в случае с триллерами со взрослым рейтингом и подавно. Должны быть некие маркеры в сценарии, при прочтении которых автор понимает, что проект для него.
Так вот моя интерпретация фильмографии Финчера такова – он режиссер хрупкости и иллюзорности того уютного мирка, что человек создает вокруг себя. Финчер говорит своему зрителю: где-то есть кто-то, о ком ты даже не подозреваешь, но он следит за тобой, считывает слабости и придет забрать у тебя что-то ценное/ разрушить твой мир. Причем зачастую деятельность «кого-то» выступает неким наказанием.
Пройдёмся по самим фильмам.
"Семь"
("Чужой 3" я не рассматриваю, потому что Финчера выгнали со съёмок, а фильм досняли и смонтировали без его участия).
Здесь мою идею можно применить к каждой жертве: и наркоман, и обжора, и проститутка, и уж тем более, модель и адвокат живут в комфортном для них состоянии. Да, у двоих из них с точки зрения простолюдина и не жизнь вовсе, а какой-то ад и свинарник, но им-то не привыкать, да и выбор это их собственный.
Но внезапно в их жизни появляется человек, который в силу своих убеждений считает сотворённое ими с собой неправильным, и поэтому уничтожает все.
Это применимо и к герою Питта, у которого отнимают единственную отдушину от грязной работы – семью, а заодно и свободу, получая возможность «подумать над своим поведением».
"Игра".
Собственно, в чем смысл этой самой игры, ради чего фирму "CRS" нанимают для друзей и родственников? Чтоб напугать их исчезновением того, что они ценят больше всего и того, чего они не ценят, пока у них это не отберешь. В случае с героем Дугласа это деньги и брат соответственно.
В финале герой понимает, что нужно проявлять к людям больше эмпатии, а не смотреть на них как источник финансирования или затрат.
"Бойцовский клуб".
Ну, здесь и без меня написаны тонны макулатуры. Но следуя моей концепции мы еще более выпукло видим заявленное в начале – практически сразу же у главного героя уничтожают его с любовью обставленную квартиру, единственную радость в жизни.
И несмотря на то что позже выясняется, что проделал он все сам, сути это не меняет, ведь в какой-то момент он решает покончить с проектом "Разгром" и с Тайлером, чтоб остаться с Марлой, которую Тайлер у него уводил (новая ценность и угроза ее потери).
Отличительная особенность этого фильма в том, что этот самый концептуальный «кто-то» сидел в самом герое, но до определенного момента для него он был именно что человеком со стороны.
Ну а Джек остается с любимой.
"Комната страха".
Здесь все просто: бандиты приходят ограбить дом и чуть не убивают ребенка – самое важное в жизни главной героини. Но если вся банда выступает «кем-то» по отношению к героине Джоди Фостер, то в самой банде "кем-то" является Рауль по отношению к персонажу Джареда Лето.
В общем-то, в итоге у главной героини ничего не отняли, а вот персонаж Лето потерял всё, в том числе и жизнь.
Главная же героиня с дочерью в конце выбирают в объявлениях хату поменьше, как бы усвоив урок.
"Зодиак".
Ситуация аналогична "Семи", так как тут тоже есть маньяк, отнимающий жизни, только в этот раз специализирующийся на влюбленных парочках. Но под мою концепцию подходит и другой персонаж фильма – герой Джейка Джилленхола.
До поры до времени маньяк знал только о расследовании полиции и журналистов, но про карикатуриста знать не знал, а ведь именно тот провел самое крупное расследование.
Правда, сам Зодиак от него никак не пострадал, но целью главного героя было именно разрушение привычного для Зодиака хода вещей.
"Социальная сеть".
Тут сначала Цукерберг выступает «кем-то», кто рушит грандиозные планы братьев Уинклвосс и Эдуардо Саверина, использовав против них их же слабости. Затем они меняются местами, и уже те пытаются отобрать дело всей жизни главного героя - Facebook.
Можно возразить, что все они были меж собой знакомы. Да, но ни Уинклвосс, ни Саверин не предполагали, что Цукерберг их кинет.
"Девушка с татуировкой дракона".
Персонаж Лисбет Саландер в принципе работает этим самым «кем-то, кто может разрушить мирок», копаясь в личной жизни кого прикажут. Но в такой же роли тут выступает и персонаж Крейга по отношению к главному злодею, у которого все до поры до времени шло идеально.
Кстати, сам злодей в свою очередь выступал «кем-то» по отношению к еврейским девушкам, нарушившим прописанное в Библии.
"Исчезнувшая".
Персонаж Бена Аффлека с точки зрения его жены расслабился и превратился в дурную копию себя, предал их совместные идеалы, а посему должен потерять все – в том числе и жизнь.
Герой даже представить не мог, что втайне готовится адский план по разрушению его жизни. Но внезапно для героини все начинает складываться так, что это она, недооценив мужа, оказалась в опасности проиграть свою же игру.
"Загадочную историю Бенджамина Баттона" я включать не стал, потому что это самый не финчеровский фильм. С натяжкой можно сказать, что тут в роли «кого-то» выступает время или смерть, но не будем натягивать сову на глобус.
Подытоживая эту часть разбора, можно сделать вывод, что связующее звено фильмов Финчера – это не наличие в мире больных и странных людей, а то, что созданное тобой окружение не константа. И если ты не будешь бдителен, соблюдать определенные правила (заповеди, брачные обязательства, золотое правило морали), за тобой придут.
Зачастую человек только тогда осознает ценность чего-либо, когда оно оказывается под угрозой исчезновения. Поэтому в любом деле надо быть идеальным.
Но об этом во второй части
Спасибо, что дочитали текст. Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии.
Также вы можете зайти в мою группу ВК. Там я выкладываю другие интересные материалы