Хочу рассказать сегодня, с чем пришлось столкнуться на этой неделе.
Пришел ко мне один из моих клиентов, которому в прошлом году покупали квартиру в ипотеку, и попросил помочь с оформлением кредитных каникул. А надо сказать, что финансовая нагрузка у него очень приличная, примерно 80 тысяч в месяц. Тут и ипотека, и авто кредит и несколько потребов, и даже две кредитки есть. Благо зарплата позволяет все это оплачивать. Вернее позволяла.
Со справками с работы тоже не все так просто: человек работает по агентскому договору, причем все налоги исправно платятся. Когда мы занимались оформлением ипотеки, то в качестве документов, подтверждающих з/п, брали выписку с зарплатного счета. И в этот раз тоже решили воспользоваться этим документом. Итак: взяли выписки за 2019 и за 2020 годы, для удобства отдельно за каждый, и пошли.
Отсрочку нужно было получить по двум потребительским кредитам в банке Уралсиб и по ипотеке в ВТБ. И если с ВТБ проблем не возникло никаких, у нас быстро приняли заявление, все документы и отправили ждать решения, то с Уралсибом началось целое шоу.
Вопросом кредитных каникул в Уралсибе занимаются операторы горячей линии. Процедура в принципе простая: звоните на ГЛ, они формируют заявление, получаете одобрение и приносите документы уже в отделение. Я по началу даже обрадовался, мол, все для людей, но...
Звоним. Надо сразу отметить, что как только клиент озвучил цель своего звонка, дружелюбие и приветливость оператора сменились на наглость, надменность и кое-где хамство. После небольшого диалога, менеджер САМОСТОЯТЕЛЬНО решил, что выписка с зарплатного счета не является подтверждающим документом. На все мои возражения по этому поводу мне ответили, что так решил ЦБ.
Тут же звоню на горячую линию центробанка, где мне подтверждают, что наши документы имеют такую же силу как и справка 2-НДФЛ. Перезваниваем опять в Уралсиб. Там нас снова начинают посылать куда подальше. Рассказываю о разговоре с ЦБ. Девушка-оператор на повышенных тонах начинает мне доказывать, что либо я ей вру, либо сотрудник ГЛ центробанка тупой и ничего не понимает.
Я все-таки прошу ее принять наше заявление, что бы решение принимала не она, как рядовой оператор горячей линии, а сотрудники определенной службы. И даже если будет отказ, то получить его хотелось бы в письменном виде, а не по телефону. Но увы, никто ничего принимать не собирался.
Какие я сделал для себя выводы и з всей этой истории:
- Вероятность нарваться на двух неадекватных сотрудников подряд практически нулевая. Тем более в банке. Соответственно, действовали они по указанию свыше.
- Банк, вопреки закону, ограничил список документов, подтверждающих доход, справками по формам 2-НДФЛ и 3-НДФЛ.
- Т.к. больше половины населения в нашей стране получают з/п белую и черную, то в НДФЛ-ке, как был написан МРОТ, так там и останется. Никакую другую справку в Уралсибе у Вас не примут, поэтому оснований для предоставления каникул у Вас нет.
- Ну и, наверное, самый главный - Банк Уралсиб не собирается предоставлять своим заемщикам отсрочку по кредитам. Скорее всего будут навязывать реструктуризацию.
Мы, конечно оставили жалобу на сайте ЦБ. И на следующей неделе буду решать этот вопрос уже непосредственно через отделение банка и через управляющего. Как только будет какой-либо результат, я обязательно об этом напишу.