Найти в Дзене
Твой репетитор

Как готовиться дома к ЕГЭ по истории: рекомендации экспертов

Эксперты ФИПИ уже выложили рекомендации для тех, кто готовится к ЕГЭ самостоятельно. Мы ранее писали про литературу, а теперь рассказываем, на что стоит обратить внимание в ЕГЭ по истории, чтобы не допустить ошибок, которые встречаются из года в год. Еще раз повторите культуру Эксперты ЕГЭ советуют обратить внимание на вопросы, связанные с культурой. Как преподаватель я могу сказать, что культура является, наверно, самой сложной темой в первой части ЕГЭ. Обычно при подготовке к ЕГЭ история культуры проходится и повторяется очень мало, если на нее вообще остается время. Поэтому такие задания вызывают ступор у школьников. Речь идет о задании 17, где нужно соединить названия памятников культуры с их характеристиками. С такими заданиями справилось в 2019 году меньше половины сдающих, пишут эксперты. Авторы материала на ФИПИ советуют: «Для успешного выполнения задания необходимо знать время создания памятников культуры, их авторов (если они известны), уметь устанавливать связь памятник
Оглавление

Эксперты ФИПИ уже выложили рекомендации для тех, кто готовится к ЕГЭ самостоятельно. Мы ранее писали про литературу, а теперь рассказываем, на что стоит обратить внимание в ЕГЭ по истории, чтобы не допустить ошибок, которые встречаются из года в год.

Photo by Birmingham Museums Trust on Unsplash
Photo by Birmingham Museums Trust on Unsplash

Еще раз повторите культуру

Эксперты ЕГЭ советуют обратить внимание на вопросы, связанные с культурой.

Как преподаватель я могу сказать, что культура является, наверно, самой сложной темой в первой части ЕГЭ. Обычно при подготовке к ЕГЭ история культуры проходится и повторяется очень мало, если на нее вообще остается время. Поэтому такие задания вызывают ступор у школьников. Речь идет о задании 17, где нужно соединить названия памятников культуры с их характеристиками.

С такими заданиями справилось в 2019 году меньше половины сдающих, пишут эксперты. Авторы материала на ФИПИ советуют:

«Для успешного выполнения задания необходимо знать время создания памятников культуры, их авторов (если они известны), уметь устанавливать связь памятников культуры с событиями истории нашей страны и их стилистические характеристики».

Загляните в список тем ЕГЭ по истории, найдите названия объектов культуры и прочитать о них самостоятельно или на занятии с репетитором.

Photo by Mr Cup / Fabien Barral on Unsplash
Photo by Mr Cup / Fabien Barral on Unsplash

Запомните исторических деятелей

Когда вы соединяете эпохи и деятелей, важно помнить, что каждое событие относится в левом столбце к одной из четырех эпох:

— с древнейших времён до начала XVI века

— с начала XVI века по конец XVII века

— с конца XVII века по начало XX века

— с начала XX века по начало XXI века

К каждой эпохе относится только одно событие или процесс из левого столбика, поэтому в правом списке надо найти только представителя эпохи.

-3
-4

Научитесь работать с картами

Я сам сталкивался много раз с тем, что школьники путали стороны света, не знали, где расположены основные города в России. В нашем блоге мы уже писали, как запоминать карты, почитайте этот материал подробнее.

Эксперты приводят в пример карту наступления Красной Армии в 1944 году в Белорусской ССР и Прибалтике. Сразу много ошибок в определении года, в котором закончилось наступление. Для того, чтобы избежать этого, надо внимательно смотреть на города и реки, линию побережья и сначала определить, какая эта область, а потом вспомнить, в каком году шло ее освобождение.

-5

Определение города, обозначенного цифрой, также вызывает много сложностей. В приведенном в материале задании это была Варшава, а среди неправильных ответов были Минск, Орел, Берлин, Висла.

Вы знаете город Висла? Серьезно? Его не существует. Это река, протекающая через Варшаву.

Поработайте над аргументами

В этом задании выпускникам дается спорное высказывание о каком-то историческом событии. Выпускники нередко приводят факты без объяснений.

Например, встречается в экзамене такая точка зрения:

«Революция 1905–1907 гг. способствовала прогрессивному политическому и социально-экономическому развитию России».

Выпускник пишет: «Во время революции была создана Государственная дума».

Этот ответ не подтверждает ни одну из точек зрения, это просто констатация факта. Необходимо объяснить, почему создание Думы способствовало политическому и социально-экономическому развитию России.

И такой ответ тоже будет неполным:

«Была создана Государственная дума, что способствовало прогрессивному политическому и социально-экономическому развитию России».

Почему это способствовало развитию России? Непонятно.

Верный ответ выглядит так:

«Была создана Государственная дума, в которой получили представительство различные слои населения, в том числе рабочие и крестьяне, что было значительным шагом к демократизации государственного устройства»

От вас требуется привести доказательства той или иной точки зрения, а не просто факты. Когда отвечаете на такой вопрос всегда мысленно задавайте себе вопрос: И что? Это убедительно. Ответ должен убедить экспертов в вашей правоте.

Photo by The New York Public Library on Unsplash
Photo by The New York Public Library on Unsplash

Учитывайте все критерии исторического сочинения

Семь критериев оценки исторического сочинения — это семь китов, на которых оно держится.

1) Указание событий (явлений, процессов)

2) Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории

Проблема в том, что выпускники часто упоминают участие в процессе, а не конкретную роль деятеля.

Например: «Владимир Мономах участвовал в походах против половцев»

Правильнее с указанием на роль будет сказать так: «Владимир Мономах инициировал созыв Любечского съезда, где князья решили совместно бороться с половцами»

3) Причинно-следственные связи

Чаще всего они приводятся неполно. Например: «Подписание Тильзитского мира привело к войне 1812-го года».

Лучше написать так: «Условия Тильзитского мира привели к обострению противоречий между Россией и Францией и ускорит большую войну между ними»

4) Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России

Многие приводят аргументы без объяснений, не забывайте писать, что конкретно привело к таким событиям.

5) Использование исторической терминологии

Посмотрите в кодификаторе список исторических терминов. Их нужно знать очень хорошо. В сочинении не должно быть бытовых, разговорных слов.

6) Наличие фактических ошибок

Вот тут огромное количество ошибок. Всё они возникли из-за поверхностного, несерьёзного изучения исторических событий.

Вот яркий пример:

«Во время Великой Отечественной войны был создан танк Т-34»

Что не так? Танк был создан в 1940 году, но стал знаменит в годы войны.

7) Форма изложения

Очень обидно правильно вспомнить имена, факты, процессы, но написать это в форме отдельных предложений и потерять балл. Сочинение — единый связный текст. Помните об этом.

Алексей Мишин