Эксперты ФИПИ уже выложили рекомендации для тех, кто готовится к ЕГЭ самостоятельно. Мы ранее писали про литературу, а теперь рассказываем, на что стоит обратить внимание в ЕГЭ по истории, чтобы не допустить ошибок, которые встречаются из года в год.
Еще раз повторите культуру
Эксперты ЕГЭ советуют обратить внимание на вопросы, связанные с культурой.
Как преподаватель я могу сказать, что культура является, наверно, самой сложной темой в первой части ЕГЭ. Обычно при подготовке к ЕГЭ история культуры проходится и повторяется очень мало, если на нее вообще остается время. Поэтому такие задания вызывают ступор у школьников. Речь идет о задании 17, где нужно соединить названия памятников культуры с их характеристиками.
С такими заданиями справилось в 2019 году меньше половины сдающих, пишут эксперты. Авторы материала на ФИПИ советуют:
«Для успешного выполнения задания необходимо знать время создания памятников культуры, их авторов (если они известны), уметь устанавливать связь памятников культуры с событиями истории нашей страны и их стилистические характеристики».
Загляните в список тем ЕГЭ по истории, найдите названия объектов культуры и прочитать о них самостоятельно или на занятии с репетитором.
Запомните исторических деятелей
Когда вы соединяете эпохи и деятелей, важно помнить, что каждое событие относится в левом столбце к одной из четырех эпох:
— с древнейших времён до начала XVI века
— с начала XVI века по конец XVII века
— с конца XVII века по начало XX века
— с начала XX века по начало XXI века
К каждой эпохе относится только одно событие или процесс из левого столбика, поэтому в правом списке надо найти только представителя эпохи.
Научитесь работать с картами
Я сам сталкивался много раз с тем, что школьники путали стороны света, не знали, где расположены основные города в России. В нашем блоге мы уже писали, как запоминать карты, почитайте этот материал подробнее.
Эксперты приводят в пример карту наступления Красной Армии в 1944 году в Белорусской ССР и Прибалтике. Сразу много ошибок в определении года, в котором закончилось наступление. Для того, чтобы избежать этого, надо внимательно смотреть на города и реки, линию побережья и сначала определить, какая эта область, а потом вспомнить, в каком году шло ее освобождение.
Определение города, обозначенного цифрой, также вызывает много сложностей. В приведенном в материале задании это была Варшава, а среди неправильных ответов были Минск, Орел, Берлин, Висла.
Вы знаете город Висла? Серьезно? Его не существует. Это река, протекающая через Варшаву.
Поработайте над аргументами
В этом задании выпускникам дается спорное высказывание о каком-то историческом событии. Выпускники нередко приводят факты без объяснений.
Например, встречается в экзамене такая точка зрения:
«Революция 1905–1907 гг. способствовала прогрессивному политическому и социально-экономическому развитию России».
Выпускник пишет: «Во время революции была создана Государственная дума».
Этот ответ не подтверждает ни одну из точек зрения, это просто констатация факта. Необходимо объяснить, почему создание Думы способствовало политическому и социально-экономическому развитию России.
И такой ответ тоже будет неполным:
«Была создана Государственная дума, что способствовало прогрессивному политическому и социально-экономическому развитию России».
Почему это способствовало развитию России? Непонятно.
Верный ответ выглядит так:
«Была создана Государственная дума, в которой получили представительство различные слои населения, в том числе рабочие и крестьяне, что было значительным шагом к демократизации государственного устройства»
От вас требуется привести доказательства той или иной точки зрения, а не просто факты. Когда отвечаете на такой вопрос всегда мысленно задавайте себе вопрос: И что? Это убедительно. Ответ должен убедить экспертов в вашей правоте.
Учитывайте все критерии исторического сочинения
Семь критериев оценки исторического сочинения — это семь китов, на которых оно держится.
1) Указание событий (явлений, процессов)
2) Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории
Проблема в том, что выпускники часто упоминают участие в процессе, а не конкретную роль деятеля.
Например: «Владимир Мономах участвовал в походах против половцев»
Правильнее с указанием на роль будет сказать так: «Владимир Мономах инициировал созыв Любечского съезда, где князья решили совместно бороться с половцами»
3) Причинно-следственные связи
Чаще всего они приводятся неполно. Например: «Подписание Тильзитского мира привело к войне 1812-го года».
Лучше написать так: «Условия Тильзитского мира привели к обострению противоречий между Россией и Францией и ускорит большую войну между ними»
4) Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России
Многие приводят аргументы без объяснений, не забывайте писать, что конкретно привело к таким событиям.
5) Использование исторической терминологии
Посмотрите в кодификаторе список исторических терминов. Их нужно знать очень хорошо. В сочинении не должно быть бытовых, разговорных слов.
6) Наличие фактических ошибок
Вот тут огромное количество ошибок. Всё они возникли из-за поверхностного, несерьёзного изучения исторических событий.
Вот яркий пример:
«Во время Великой Отечественной войны был создан танк Т-34»
Что не так? Танк был создан в 1940 году, но стал знаменит в годы войны.
7) Форма изложения
Очень обидно правильно вспомнить имена, факты, процессы, но написать это в форме отдельных предложений и потерять балл. Сочинение — единый связный текст. Помните об этом.
Алексей Мишин