Мировой кинематограф уже насчитывает, наверное, как минимум, три десятка фильмов про горы. Учитывая, что я увлекаюсь горным туризмом, тема гор мне интересна. Но проблема в том, что все эти фильмы сняты именно в срезе альпинизма. А у альпинистов и горных туристов, не смотря на то, что у них почти все одинаковое снаряжение, и те, и другие ходят в горы и любят их, цели все-таки разные. Соответственно, и разный быт, разный характер. И фильмы должны быть разными. Я их все попробовал объединить не горами, а именно маршрутом. Ведь горный туризм, это прежде всего маршрут. Вспомнив уже ранее просмотренные фильмы и поискав для себе "новинки", я устроил себе киномарафон, которым хочу с вами поделиться. Внимание! Статья может содержать спойлеры!
"Географ глобус пропил", 2013, Россия, драма
Тяжелая российская драма про российскую действительность. Ещё и место-то такое выбрано: город Пермь. Снят по книге, описывающей времена перестройки, но перенесённую в наши дни. И получается, что фильм как бы вне времени про социальные проблемы, быт, отношения между людьми. Интриги, расследования, первое неразделённое чувство любви. Тем не менее, "навязчивой идеей" сюжета является водный поход, который отважный географ, отягощённый реальностью российской глубинки, всё-таки повёл. Походная часть фильма хоть и несколько оторвана от реальности, но смотрится вполне захватывающе. В фильме красиво отображена красота уральской природы и горных рек. Ну и не без киноклише и безумных, не имеющими никакого объяснения, подвигами в порогах. Достойный российский фильм из разряда "Не для всех".
"Дикая", 2014, США, драма, биография, приключения
Фильм начинается с не очень приятной сцены гигиенического характера. Продолжается следом летящими в пропасть ботинками, затем резко меняющимися короткими кадрами секса, строк книги, рассеченной брови, животных и огня. Бомба, правда? Сюжет фильма переносит нас вместе с прекрасной светловолосой героиней на национальный Тихоокеанский маршрут в США, который она проходит в одиночку, периодически встречая разных людей по пути. Мы видим, как героиня собирается в путь, закидывая в рюкзак, всё что попало, собирая при этом его самым безобразным образом. В результате турист-одиночка кое-как находит силы и способ погрузить рюкзак себе на плечи. В процессе выясняется, что от отчаяния девушка отправилась, совсем не подготовившись к своему путешествию, не смотря на то, что загрузила рюкзак всяким барахлишком. Ключевыми полезными моментами в фильме я бы подчеркнул моменты в фильме про выбор обуви, оптимизацию веса рюкзака. В кадрах фильма даже мелькнула фирменная бензиновая горелка, воспользовавшись которой, героиня смогла ощутить весь кайф от похода. Главным в фильме является не сам поход и его быт, а раскрытие личности героя, и про то, как главный герой бежит от своих нажитых проблем различного характера. Видимо, это очень удобный киношный ход, своеобразное клише: раз в поход, значит бежать от проблем. А может и в жизни так же?
"Искусство путешествовать", 2008, США, приключения
"Не иди туда, куда ведёт дорога. Иди туда, куда дороги нет и оставь свой след". Именно с этих слов в виде цитаты начинается фильм. Сюжет переносит нас в Центральную Америку после того, как разоблачив своих невесту и шафера, убегает со своей свадьбы и отправляется в путешествие. Сначала герой попадает в Никарагуа, где у героя начинаются первые новые интересные знакомства. Там же его несколько раз грабят, но герой понимает, что это только начало и отправляется дальше. Из Никарагуа герой фильма попадает в цивилизованную часть Панамы. А оттуда, познакомившись с новыми людьми, отправляется покорять джунгли Дарьенского пробела - крупный неосвоенный участок дикой природы Нового света. Здесь зрителю главный герой представлен сначала скорее в образе "цивильного" путешественника, постепенного погружающегося в образ матёрого путешественника. В джунглях Панамы главный герой вместе с другими, снаряжёнными мачете, отправляюсь в свое маленькое путешествие сквозь джунгли. А там погружение в мир жуков и пауков, ядовитых змей, местных жителей и повстанцев, обретение новых друзей, а так же новые влюблённости.
"Против природы", 2014, Норвегия, драма
В какой-то степени можно сказать, что фильм чем-то похож на ранее упомянутый "Географ глобус пропил". Только события проходят не в России, а в Норвегии. И те же проблемы - серость и обыденность провинциальной жизни, смена чувства влюблённости на комплекс каких-то обязательств и перед женой - немного по-разному. Только у географа с женой совсем разлад и денег нет, отчего и стал географом, а у норвежского героя вроде как и хорошо всё, просто скучно. Увы, кино опять не совсем про поход. И даже поход здесь представлен в виде некоего скайраннинга с ночёвками - большую часть маршрута режиссёр показал главного героя фильма бегущим. И не с группой детей, а соло. А когда ты один, очень много мыслей и переживаний. И наедине с неприкрытыми мыслями героя, нас фильм оставляет посреди норвежской природы. Фильм так же отражает особенности "традиционного" туризма в скандинавской стране: что-то вроде маркированных троп с остановкой в домиках, где хозяева не живут, но завозят туда еду специально для гостей. Гости, воспользовавшись продуктами, под честное слово платят за них. Что это? Развитой норвежский социализм? Фильм не лишён своеобразного юмора. А если смотреть фильм с титровым переводом, можно насладиться красотой норвежского языка.
К слову, если вам интересно узнать про различные маркированные тропы в мире и в России, можете почитать у моего товарища Алексея Кузьминых, который попробовал собрать информацию воедино.
"Лето белой воды", 1987, США, драма, приключения
Молодой, экстравагантный, с фанатизмом относящийся к своему делу инструктор повёл небольшую, вверенную ему группу детей в мультипоход с каноэ на плечах. Если не обращать внимание на то, что это странно, то в целом получается захватывающе. Пронести целый день на плечах силами детей каноэ, чтобы потом на нём немного покататься по порогам - конечно же так проходит любой поход. Но помимо похода детей ждала ещё и переправа по хлипкому подвесному мосту над пропастью, траверс по скалам, ИТО, маятник на верёвке. Ну и, конечно же, интриги, накал страстей, выяснение отношений.
Какой фильм получится без драматической составляющей? Обезумевшие от происходящего дети надолго потеряли любовь к приключениям и туризму. Проклинания инструктора в сердцах были искренними. А удовлетворённый достигнутым уровнем опасности инструктор, не уставал говорить детям о том, что дети стали взрослыми и опытными, и что он доволен результатом. В целом фильм смотрится очень легко. Когда я смотрел фильм впервые, я даже не заметил, что Кевин Бейкон ещё совсем молодой, а сам фильм из восьмидесятых.