Удивительным образом порою находится информация: с небольшим перерывом читал заметки Андрея Алмазова о Норвегии и заглядывал в русско-китайский онлайн-словарь, который внезапно выдал историю норвежского рыбака.
Есть, оказывается, такой термин как鲶鱼效应 "няньюй сяоин" дословно "эффект сома", или в более распространённом варианте на Западе "эффект хищника".
Вот как оно расшифровывается в БКРС: создание в группе (людей, компаний и пр.) напряженной, конкурентной обстановки; название связывается с неким норвежским моряком, который один умел доставлять на рынок живых сардин; для этого он помещал в садок сома, что вынуждало сардин быть активными, чтобы избежать встречи с хищником.
И, от себя замечу, хорошая иллюстрация тщеты сансары: конкурируй- не конкурируй-, а живым останешься ровно до магазина, где тебя купят и съедят уже без вариантов;)))