Живопись в современном мире не в центре внимания и на символ эпохи она не тянет.Поэтому, можно спокойно поговорить о ремесле художника без всяких стилей и идеологий. Мы обсудим основы ремесла, в котором важно быть похожим на фотоаппарат. Но, при этом надо быть убедительнее фотоаппарата.
Про убедительность.
Хороший пример есть в истории скульптуры. Древние греки, как то решили отойти об упрощенных стандартов, уважаемого ими на то время Египта. И по тихому среди гор, на берегу моря, создать реалистическую школу скульптуры. И к чему это привело? Захотели, сделали. Один парень, начал отливать из бронзы точные копии людей, похожих на столько, что аж страшно. Но, народ не оценил. Ну да, сказал народ, если с линейкой обмеривать исходную модель и скульптуру, один в один получается, но если смотришь на скульптуру без линейки, то она не похожа. Не вериться совершенно! И даже раздражает.
Подумал этот скульптор и решил, что этот результат не стоит его труда и надо искать выход. И нашел! Он стал преувеличивать характерные черты лица и пропорции человеческого тела. И это не про компенсацию перспективного искажения в монументальной скульптуре из за ее размеров (о чем кстати напрочь забыли многие современные скульпторы). Это про человеческое сознание, которое начинает "верить" в реальность иллюзии только тогда, когда важные для узнавания черты слегка преувеличиваются в пропорциях.
Мы начали говорить о живописи, поэтому вернемся к нашей теме. Важное замечание. Рисунок, это тоже живопись, только двухцветная. Так вот, когда не было фотоаппарата, то все зрители и даже сам художник совершенно искренне считали, что изображение должно быть похоже на реальность, в этом они видели его смысл. Это конечно не относиться к орнаменту, но орнамент, один из вариантов носителей информации и он изначально пошел по пути символа, чем кстати очень помог в изобретении письменности.
Так вот, эти художники не заканчивали современных школ и за их плечами не было теоретиков, практиков от искусства, пытавшихся оригинальничать в конкуренции с фотоаппаратом начиная с 19-го века. Кстати, крест на этих оригинальных "поисках себя", поставил Малевич со своим "черным квадратом", который в его понимании был иллюстрацией идеи, что это последняя точка в абстрактных ухищрениях и дальше уже надо остановиться, даже книжку об этом написал. Но художники не философы. Многие решили, что проще повторяться в поисках самовыражения и противопоставить себя фотографии и кинематографу. Чем и заработали со временем себе репутацию однотипных и скучных. Сейчас на их место пришли различные виды перформанса, а художников за редким исключением, отправили на "Арбат" матрешки рисовать и цветные пятна для офисов в дорогих рамках.
У художников до "эпохи машин", разум был не замутнен установками о том, что надо идти от простого к сложному, упрощать форму до "проволочных" квадратиков, кружочков и треугольников. И, создав себе на пустом месте трудности из абстрактных символов не относящихся к реальности, героически их преодолевать. А далее, с посредственным результатом двигаться к подобию реального изображения. Они не знали о той "каше" из идей и техник, что сейчас вкладывают в головы педагоги в художественных школах, курсах и институтах. Стремясь разложить все на логичные схемы из упрошенных, последовательных действий.
Так, как же они рисовали? Как они создали тогда классическую школу живописи?
Они видели мир так, как видит мир животное. Напрямую транслировали изображение из зрительного центра в сознание, минуя логику, абстрактное мышление и не пытались сделать из реальности набор упрощенных символов. Не пытались разделить изображение на отдельные и понятные им предметы, имеющие названия и предназначение. Для современного человека, это просто представить, сделав над собой небольшое усилие. Посмотрите на то, что перед вами и не пытайтесь себе объяснить, что вы видите. И вы поймете, что перед вами набор пятен из света и тени. Причудливо переплетенный и даже не понятно, где граница экрана телефона, компьютера, где мебель, предметы вас окружающие "исчезнут". Вы увидите пятна света и тени без границ и "ярлыков" которые вам поясняют где например стул , что стул надо отделить от пола и окружающего пространства.
Вот и вся наука! Для того, что бы рисовать реальные изображения, надо мыслить "пятном" света и тени! Это база классической, реалистической школы живописи и рисунка.
В природе не существует линии. Линия, это граница между плоскостями, а плоскости, это пятна освещенные под разным углом. Если вы видите отдельную линию не как границу двух и более плоскостей, то это тонкая, вытянутая плоскость. Дальше начинается уже "система", как это делать на бумаге, холсте, стене. От начала и до конца работы. При этом сохраняя мышление "пятном" и не "упрощая" все до абстрактных символов предметов и не используя линию для "построения" объектов на бумаге. Мышление пятном убирает сложность и дает художнику возможность быстро и очень точно создавать реалистические изображения.
Сама техника живописи и рисунка основанная на мышлении "пятном", очень интересная тема, достойна отдельного и подробного рассказа. Тем, кто хочет об этом узнать, до встречи на моем канале!